Обзор некоторых принципов бихевиоризма и концепций обучения. Классическое обучение.


бихевиоризм
Цель данной серии публикаций состоит в том, чтобы в общих чертах рассмотреть некоторые поведенческие принципы, а также предоставить основную информацию о бихевиоризме. В этой и в последующих публикациях будут рассмотрены такие понятия, как респондентное обусловливание, оперантное обусловливание, социальное обучение и др. Кроме того, также будет сделан общий обзор Прикладного анализа поведения.


Классическое обучение

Сенсорная информация, поступающая из внешнего мира, оказывает либо возбуждающее, либо тормозящее воздействие на центральную нервную систему. Гомеостатическое равновесие центральной нервной системы является результатом взаимодействия рефлексивного возбуждающего или тормозящего эффекта поступающей сенсорной информации. Центральная нервная система собирает и организует входящую сенсорную информацию, и респондентное обусловливание (классическое обучение) представляет собой самый основной процесс интеграции информации, поступающей из внешнего мира (Павлов, 1927/1960). Классическое обусловливание, также известное как респондентное обусловливание, далее будет называться классическим обучением.

Классическое обучение представляет собой сочетание в паре формата стимул-стимул. Необусловленный стимул побуждает рефлексивные вегетативные реакции в организме. Если стимул, который не вызывает вегетативных реакций в организме (S) сочетается в паре со стимулом, который вызывает такие реакции (UCS), он становится условным/обусловленным стимулом (CS). Другими словами, стимул, который не вызывал рефлексивных вегетативных реакций в организме, теперь побуждает такие реакции в результате сочетания в паре со стимулом, который изначально побуждал данные реакции. Каким же образом можно использовать принципы классического обучения в повседневной жизни?

Классическое обучение (обусловливание) позволяет человеку предсказывать внешние события на основании ранних сигналов, полученных из окружающей среды. Дети часто связывают некоторые виды деятельности с определенными терапистами и требуют занятия именно этими видами деятельности каждый раз, когда они видят этих терапистов. Ребенок видит или слышит тераписта (сигнал из окружающей среды) и ожидает определенного поведения или действия со стороны тераписта. Если же терапист не инициирует поведение, которого ожидает от него ребенок, он будет пытаться вступить в коммуникацию с терапистом для того, чтобы каким-либо образом проинформировать его о своих ожиданиях. Возможность изменять поведение при помощи последствий будет описана нами позже в разделе обучения при помощи последующих факторов. Посредством классического обучения ребенок обучается связывать определенные внешние события. Например, когда раздается телефонный звонок, мама идет к телефону, и т.п.

Дети учатся предсказывать происходящие события, основываясь на рецептивных сигналах из внешней среды. Если предсказанные события превосходят ожидания ребенка, в таком случае речь идет о возбуждающем обучении. Если же сигнал завышает ожидания от результата, происходит тормозящее обучение, и начинается процесс гашения (Ресорла, 1968). Поскольку сигнал неточно предсказывает результат, индивидуум обучается тому, что данный результат не будет появляться с желаемой им частотой, и таким образом, данный сигнал не примет на себя характеристики стимула для ожидаемого события. Сигнал также может приобрести негативные эмоциональные характеристики в результате несоизмеримых ожиданий.

Возбуждающее обучение предполагает сигнал, точно предсказывающий последующее событие в окружающей среде. Ребенок обучается тому, что когда возникает одно событие, за ним всегда следует другое. Другими словами, он осваивает связь между этими двумя событиями. Если его ожидания не подтверждаются, потому что второе событие не происходит, начинается процесс гашения связи между двумя событиями. Ребенок больше не будет верить в то, что второе событие произойдет после первого. В связи с этим возникают негативные или позитивные эмоциональные состояния, зависящие в первую очередь от характеристик стимула ожидаемого события, а во-вторых от положительного или отрицательного опыта, сформировавшегося в связи с этим стимулом. Например, процесс гашения, как правило, вызывает эмоциональное переживание гнева или ярости.

Поведение ребенка можно условно разделить на поведение, которое является произвольным, и поведение, которое является непроизвольным или рефлексивным. Произвольное поведение преследует определенную цель и подвержено мощному влиянию того, что происходит сразу после данного поведения, другими словами, влиянию последствий данного поведения. Непроизвольное поведение побуждается факторами окружающей среды, вызывающими сенсорную стимуляцию, что приводит к рефлексивному поведению, эмоциональным и физиологическим реакциям.

Некоторые внешние факторы вызывают естественное рефлексивное поведение, например, ориентирование на внешнее событие, эмоциональные и физиологические реакции. Например, представьте себе, что вы голодны. Вы заходите в комнату, наполненную ароматом вашего любого блюда. Скорее всего, у вас начнется слюноотделение. А теперь представьте, что вы вошли в комнату, а следом за вами зашел другой человек и сделал несколько выстрелов из пистолета. Скорее всего, в данном случае у вас резко участится сердцебиение. И та, и другая реакция является рефлексивной.

События, которые обычно не вызывают поведенческих рефлексов, эмоциональных и физиологических реакций, могут начать вызывать подобные эффекты, если они являются предвестниками событий, которые автоматически вызывают подобные реакции. То есть, если человек кричит «У него пистолет!» непосредственно перед тем, как кто-либо входит в помещение и начинает стрелять, крик «У него пистолет!» впоследствии станет вызывать такую же реакцию, как и звук выстрела, даже если выстрел не произойдет. Это основы классического обучения.

И последним важным принципом классического обучения является процесс взаимного торможения. Теория взаимного торможения предполагает, что два противоположных эмоциональных состояния не могут существовать одновременно (Wolpe, 1959). Данный принцип также применим к поведению и физиологическим реакциям. Человек не может бежать и не бежать, потеть и не потеть одновременно.

Классическое обучение имеет практическое применение для лечения детей с аутизмом. При помощи процесса взаимного торможения дети, проявляющие тревожные реакции, могут адаптироваться к событиям окружающей среды, которые изначально вызывали у них тревогу. Аверсивное событие в окружающей среде может стать предвестником события, которое вызывает несовместимую реакцию, приводящую к уменьшению аверсивных характеристик прежде аверсивного события. На базовом уровне классическое обучение предполагает, что ребенка можно успокоить, увеличив предсказуемость окружающей его среды. Психологическую, эмоциональную и поведенческую нестабильность можно контролировать посредством внедрения рутинных процедур, структуры и постоянства в жизнь ребенка. Понимание того, каким образом события окружающей среды связаны друг с другом, предоставляет нам инструменты, которые позволяют изменять реакции ребенка на внешние факторы.

Например, предположим, что ребенок испытывает сильную тревогу при виде толпы людей. Толпа, которая является фактором внешней окружающей среды, приводит к рефлексивному эмоциональному ответу – тревоге (с поведенческой точки зрения ребенок демонстрирует тревожное поведение). Если же нам удастся превратить толпу в сигнал, предсказывающий развлечение и веселье, скорее всего, ребенок больше не будет испытывать тревогу. Впоследствии ребенок будет воспринимать толпу в качестве предвестника развлечений. Конечным результатом будет считаться ситуация, когда толпа людей больше не будет вызывать у ребенка той же тревожной реакции, и ребенок больше не будет демонстрировать тревожного поведения.


Источник: http://lundvandyke.com/resources/download/autism-treatment

0 коммент.:

Отправка комментария

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.