ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Обзор некоторых принципов бихевиоризма и концепций обучения. Производное реляционное (относительное) реагирование.




реляционное реагирование
В одной из предыдущих публикаций мы уже говорили о том, что исследования предполагают, что дети могут лучше обучаться выполнению новых задач в знакомых, стабильных условиях окружающей среды. Тем не менее, одним из основных аргументов критики в адрес подхода Ловааса является именно тот факт, что ребенку всегда предоставляется знакомая и стабильная среда для обучения, от чего в итоге страдает обобщение. Некоторые дети нуждаются в высшей степени организованности и последовательности в процессе обучения, и они не могут обучаться исключительно в натуральной среде. Если бы они могли обучаться только в естественной среде, тогда процесс их обучения во многом напоминал бы обучение типично развивающихся детей. Как правило, ребенок с аутизмом нуждается в первоначальном обучении в знакомой и стабильной окружающей среде. После того, как ребенок усваивает какую-либо академическую информацию в структурированной и знакомой среде, данную информацию необходимо обобщать для натуральной среды.


Производные связи стимулов предполагают, что ребенок способен реагировать на такие предметы и речевые высказывания, реакциям на которые его целенаправленно не обучали. Производные связи стимулов включают в себя такие понятия, как рефлексивность, симметричность и транзитивность (Hayes, Barnes-Holmes, & Roche, 2001).

Рефлексивность предполагает сопоставление идентичных предметов. Когда ребенку предоставляют картинку с изображением собаки, ребенок выбирает идентичную картинку с изображением собаки.

Симметричность предполагает обратимость связей. Если ребенок обучается указанию на картинку с изображением собаки, когда ему показывают настоящую собаку, ребенок будет способен также указать на настоящую собаку, если ему продемонстрируют изображение собаки, не проходя специального обучения. То есть, если ребенок обучается тому, что «картинка с изображением собаки = настоящая собака», он также будет понимать, что «настоящая собака = картинка  изображением собаки».

Транзитивность предполагает, что если ребенок обучается указанию на картинку с собакой, когда ему демонстрируют настоящую собаку, а затем обучается произносить слово «Собака», когда он видит настоящую собаку, в таком случае при виде картинки с изображением собаки ребенок также скажет слово «Собака».

Ребенок обучается тому, что «картинка с собакой = настоящая собака», и параллельно его обучают тому, что «настоящая собака = слово «Собака»». Транзитивность предполагает, что ребенок будет также знать о том, что «произносимое слово «Собака» = картинка с изображением собаки».

Обратите внимание, что комбинация этих трех принципов приводит к тому, что картинка с изображением собаки вызывает произношение слова «собака» даже несмотря на то, что произношению слова «собака» при виде картинки с изображением собаки ребенка никогда не обучали целенаправленно. Производные связи стимулов (знание того, что «картинка с изображением собаки = произносимое слово «Собака» без специального обучения данной связи) опираются на реальные физические характеристики объекта для обобщения. Ребенок опирается на то, как объект выглядит, или как он его ощущает. То есть, он основывается на реальных физических качествах представленного объекта.

Дети с аутизмом нередко сталкиваются с трудностями в отношении симметричности и транзитивности, скорее всего, в связи с более высокой сложностью процесса обработки информации. Возможно, большое значение имеет специфическое обучение ребенка работе с определенными предметами в  обоих направлениях еще на ранних этапах терапии, чтобы обучить ребенка понятиям симметричности и транзитивности. Акцент на обучении симметричности и транзитивности на ранних этапах лечения может содействовать обобщению в рамках более поздних программ. Данное исследование также предполагает, что уровень овладения знаниями о работе с объектом основывается на умении обобщать изучаемые объекты.

После того, как ребенок обучился работе с определенными объектами в структурированной, стабильной и знакомой окружающей среде, навыки работы с данными объектами необходимо практиковать в различных условиях окружающей среды с различным уровнем отвлекающих стимулов. Обобщение должно происходить для различных программ, в рамках выходов в общественные места вместе с терапистами, а также для родителей в повседневной жизни ребенка в целом. Это подчеркивает важность активного участия родителей в терапии ребенка.

Реляционная теория приспособления/рамок предполагает, что при условии участия речи для возникновения данного процесса необязательно присутствие у объекта подобных физических характеристик (Hayes, Barnes-Holmes, & Roche, 2001). Например, по мере того, как ребенок обучается новым словам, эти слова необязательно должны опираться на физические характеристики объектов. Слова «больше» и «меньше» являются относительными, и не они не относятся ни к одной из физических характеристик объекта, кроме самого этого отношения.


Большой Большой Большой
Маленький Маленький Маленький


Не существует размера, который бы относился к большому или маленькому. Какой-либо объект бывает большим или маленьким ПО СРАВНЕНИЮ с другим объектом. Слон является большим до тех пор, пока вы не сравните его со зданием, и тогда слон уже будет скорее маленьким. Если говорить о вербальных событиях, устанавливаемые значения слов определяются социально. «Большой» и «маленький» - это социальные понятия, у которых нет абсолютно физических характеристик. Реляционная теория рамок (Hayes, Barnes-Homes, 2001) предполагает, что одним из наиболее важных знаний, приобретаемых нами при помощи вербального языка, является социально-производное реляционное реагирование. Мы реагируем на то, каким образом объекты связаны друг с другом. Являются ли два предмета одинаковыми, различными, отличающимися друг от друга, каким образом их можно сравнит? Связаны ли два объекта иерархически или временно? Каким образом они взаимоотносятся в пространстве? Какова причинно-следственная связь между объектами? Согласно реляционной теории рамок посредством речи мы обучаемся тому, каким образом классифицировать объекты в зависимости от того, каким образом они относятся друг к другу.

Реляционная теория рамок предполагает, что одним из основных акцентов терапии при лечении детей с аутизмом должно стать обучение их тому, какие объекты являются одинаковыми, различными, к каким классам они относятся, и каким образом они связаны иерархически и во времени. Ребенок учится вычленять социальные понятия по мере того, как он использует сложившиеся обусловленные последовательности в своей окружающей среде. Обусловленные последовательности предоставляются терапистами, и ребенок обучается социальной ценности общества по мере того, как он обучается предсказывать и  контролировать события, происходящие в его мире.



Источник: http://lundvandyke.com/resources/download/autism-treatment

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.