Манд представляет собой одно из первых вербальных действий, которые рассматриваются в АВА. Существуют также другие термины, употребляемые в отношении манд-реакций в профессиональных кругах: запрос, просьба, команда и/или требование. Манд-репертуар, как правило, формируется у детей еще в раннем возрасте.
Обращение с просьбой о желаемом объекте или действии и, как результат, получение желаемого объекта или действия непосредственно улучшают условия окружающей среды для говорящего. Обучение манд является центральной частью вербально-поведенческих программ вмешательства. Манд-тренинг будет более эффективным, если он реализуется в натуральной среде, в рамках которой существует множество возможностей для контакта с различными поощрениями.
Причинно-следственная цепочка для манд-реакций выглядит следующим образом:
ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ ФАКТОР
Мотивационная операция
(ребенок хочет печенья)
ПОВЕДЕНИЕ
Вербальное поведение
(говорит «печенье»)
ПОСЛЕДСТВИЕ
Прямое усиление
(получает печенье)
В качестве предшествующего фактора выступает желание ребенка что-либо получить. В поведенческом анализе такое желание называют Мотивационными Операциями. Мотивационные операции – это условия, сложившиеся в окружающей среде, которые оказывают временное влияние на ценность поощрений и, таким образом, увеличивают вероятность поведения, которое привело к получению таких поощрений в прошлом. Например, человек, который не ел довольно длительное время, с большей вероятностью будет участвовать в такой деятельности, которая в прошлом уже приводила к получению пищи; тогда как человек, который плотно пообедал, с меньшей вероятностью будет продуцировать такую деятельность.
Последствием манд-реакции является прямое усиление. Другими словами, говорящий получает желаемое или же добивается устранения нежелательных условий окружающей среды. Поощрение непосредственно коррелирует с мотивационными операциями. Заданные вопросы, требование внимания, осуществление выбора или фраза «Прекрати» представляют собой реакции манд. Несмотря на то, что манд часто приводит к получению материального поощрения, манд также может усиливаться такими событиями, как получение внимания или информации.
Другими словами, манд улучшает положение вещей для говорящего. То, каким образом положение улучшается, зависит от того, как человек просит о желаемом, насколько сильно он этого хочет, а также от времени обращения с просьбой. Манд является результатом опыта получения человеком желаемых объектов или действий в прошлом посредством обращения с просьбой.
Вот несколько примеров манд-реакций и того, какую выгоду они приносят говорящему:
• Обращение с просьбой о ручке и получение ручки, когда вам необходимо что-либо написать, устраняет проблему неспособности писать, когда нужно подписать, например, документ.
• Фраза «Где мои ключи?» может предоставить информацию о местонахождении ключей. Такая информация в итоге помогает человеку найти ключи, находящиеся не в привычном месте.
• Фраза «Серьезно?» или «О, да…» во время беседы может быть инструментом, который посодействует тому, чтобы ваш собеседник продолжал говорить.
• Просьба о зонтике или получение зонтика, когда вам необходимо укрыться от дождя.
Б.Ф. Скиннер отмечал, что: «Манд может быть определен как вербальное действие, в котором реакция усиливается характерными последствиями и, таким образом, находится под функциональным контролем соответствующих условий депривации или аверсивной стимуляции». Манд – это вербальное поведение, которое контролируется мотивационными переменными, и которое указывает/определяет поощрение. Необходимо помнить о том, что манд может функционировать для определения широкого круга поощрений. Просьба о каких-либо предметах – это лишь один из видов манд-реакций. Человек также может продуцировать такие манд реакции, которые приводят к другим формам прямого усиления, например, получение социального внимания, получение вербальной информации и получение эмоциональной реакции определенного вида со стороны слушателя.
Приведем несколько примеров поведения манд:
• Манд в отношении присутствующего предмета с использованием вокальной реакции
• Манд в отношении присутствующего предмета с использованием языка жестов
• Манд в отношении присутствующего предмета с использованием реакции на основе выбора (например, PECS; Frost & Bondy, 1994)
• Манд в отношении отсутствующего предмета
• Манд в отношении внимания
• Манд в отношении действия
• Манд в отношении информации
• Манд в отношении дальнейшего вербального поведения
Мотивационные операции
При отсутствии мотивации большая часть поведений просто не будет возникать. Любое оперантное поведение включает мотивацию. Существует множество примеров мотивационных эффектов в повседневной жизни:
• Человек не тянется к дверной ручки, пока не возникнет необходимость открыть двери
• Люди не достают кошелек до тех пор, пока им не потребуются деньги, кредитная карта, удостоверение личности или какие-либо другие предметы из кошелька
• Крысы не будут передвигаться по лабиринту очень активно, если они сытно накормлены
С другой стороны, могут произойти такие события, которые повысят вероятность этого поведения:
• Люди побегут открывать двери, если кто-то закричит «Пожар»
• Потребность совершить покупку приведет к тому, что человек достанет свой кошелек
• Крыса, испытывающая голод, с большой вероятностью будет исследовать лабиринт
У всех манд-реакций есть одна общая черта: среди предшествующих факторов обязательно присутствуют мотивационные операции. Другими словами, индивидуум «хочет чего-либо». Если у учащегося мотивация отсутствует, вы не можете реализовать тренинг манд.
В 1950 году доктор Келлер и Шонфилд ввели термин «побуждающие условия» для того, чтобы описать события в окружающей среде, которые определяют ценность других событий. Термин «побуждающие условия» означает, что изменения в окружающей среде могут повлиять на то, насколько сильно человек хочет чего-либо, и с какой вероятностью он совершит какое-либо действие, чтобы добиться осуществления этого желания. Поскольку на ценность возникновения таких событий можно оказывать влияние таким образом, чтобы человек хотел их возникновения в большей или в меньшей степени (иногда это называют ослабляющими условиями), в 2004 году доктор Д.Майкл и другие ученые (Поллинг, Майкл, Лэрэвэй, 2004) предложили изменить термин «побуждающие условия» на термин «мотивационные операции.
Важно помнить, что мотивация находится в окружающей среде, а не в самих учащихся. В педагогической и психологической литературе мотивацияописывается как «присущая индивидууму» и не обязательно связанная с событиями, происходящими вне организма человека. Люди привыкли говорить «Он не хочет этого» или «это ему неинтересно». Такие определения не позволяют учителям исследовать переменные в окружающей среде, которые могут быть более непосредственным образом связаны с тенденцией конкретного человека обращаться с просьбами или демонстрировать другое поведение.
Мотивационные операции обладают двумя основными эффектами. Оба эффекта являются временными и меняются с течением времени.
Мотивационные операции
|
|
Эффект воздействия на ценность
|
Эффект воздействия на частоту
|
Задают ценность стимулу: событиям или предметам, которые выступают в
качестве поощрения
|
Побуждают такое поведение, которое в прошлом привело к получению
предметов или возникновению событий
|
Снижают ценность стимула: событий или предметов, которые не
функционируют в качестве поощрения
|
Подавляют поведение, которое в прошлом привело к получению предметов
или возникновению событий
|
Первым эффектом является воздействие на ценность поощрений. Это означает, что человек с большей вероятностью захочет чего-либо. Второй эффект – это повышение вероятности возникновения такого поведения, которое продуцировало данное поощрение в прошлом (побуждающий эффект). Это означает, что человек с большей вероятностью будет делать что-либо для того, чтобы получить желаемое.
При планировании обучения учащихся навыку обращения с просьбой необходимо учитывать оба аспекта мотивации. Инструкторам нужно удостовериться в том, что дети хотят чего-либо, и что они, скорее всего, совершат какое-либо действие для того, чтобы получить желаемое. Инструктор должен знать, чего хочет учащийся, и что ему нужно сделать для того, чтобы получить это. Во многих случаях инструктору потребуется оказать некоторое воздействие на окружающую среду, чтобы учащийся захотел чего-либо.
С технической точки зрения, оба эти эффекта являются важными нюансами в процессе манд-тренинга. Оба аспекта мотивационных операций имеют особое значение для лиц, занимающихся обучением детей продуцировать реакции манд. Невозможно начать тренинг, пока один из известных стимулов не был сформирован в качестве поощрения. Процедура формирования событий и предметов в качестве поощрений предполагает манипулирование факторами окружающей среды, которое часто обсуждается в контексте депривации. Инструкторам необходимо создать такие условия окружающей среды, которые придают определенным событиям или предметам высокую ценность.
Важно помнить, что когда событие становится для учащегося ценным, он может сделать многое для того, чтобы увеличить вероятность получения желаемого. Это может включать просьбу с использованием слов, которые являются приемлемыми для других людей, просьбу с требовательным тоном голоса или даже истерики и другие проблемы поведения. В ходе манд тренинга инструктор должен работать над тем, чтобы только определенное поведение приводило к тому, что учащийся получает желаемое.
Ключевую роль в тренинге манд играет поведение, которое выбирается для усиления в результате побуждающего эффекта МО. Как только поощрение устанавливается как ценное, индивидуум будет продуцировать любое поведение, которое приводит к высокой вероятности получения поощрения. После установления соответствующего поощрения, главной миссией манд-тренинга становится дифференциальное усиление определенных реакций с одновременным гашением других реакций. Инструктор должен быть уверен в том, что нежелательные манд-реакции не усиливаются, а желательные – усиливаются.
Базовые принципы поведения предполагают, что некоторые оперантные поведения поддерживаются посредством доступа к необученным/врожденным поощрениям, таким как пища, напитки, воздух, тепло и т.п. Другие поведения поддерживаются доступом к поощрениям, которым индивидуум обучился в ходе получения жизненного опыта. Мотивация к получению обученных и необученных поощрений отличается в том, каким образом они устанавливаются.
Необученные и необусловленные мотивационные операции
Мотивационные операции для получения таких поощрений, как вода и пища (необученные поощрения) включают в себя два основных принципа: депривацию и насыщение. Депривация обладает усиливающим влиянием на ценность усилителя и имеет тенденцию побуждать поведение, связанное с этим поощрением. Некоторые примеры такого явления включают в себя:
• После нахождения под водой в бассейне дольше нескольких секунд, тело испытывает депривацию в отношении воздуха (кислорода). Эффект депривации кислородом устанавливает воздух в качестве поощрения. Аналогично этому эффект депривации кислородом побуждает поведение, которое приведет к получению доступа к воздуху, например, возвращение к поверхности воды.
• Если не принимать пищу в течение нескольких часов, пища, скорее всего, будет сформирована как поощрение. Человек, испытывающий голод (депривация пищей) с большей вероятностью будет проявлять поведение, которое привело к получению пищи, например, пойдет к холодильнику, отправится в ресторан или попросит кого-либо о еде.
• Когда человек ест соленое печенье (вызывающее депривацию питьем), питье воды приобретает высокую ценность и, скорее всего, приведет к проявлению любого поведения, которое приводило к получению воды в прошлом
С другой стороны, наличие достаточного количества пищи и воды приводит к насыщению. Насыщение обладает подавляющим эффектом на ценность поощрения. Это означает, что человек с меньшей вероятностью будет делать что-либо для получения данного поощрения.
Некоторые примеры насыщения:
• Питье достаточного количества воды в результате приведет к насыщению и к уменьшению ценности воды как поощрения. Таким образом, человек с меньшей вероятностью попросит воды.
• Для ребенка, который только что пообедал, пища будет обладать меньшей ценностью, и он с меньшей вероятностью попросит о еде.
Возможно, имеет смысл обучать ребенка просьбам о еде и питье в такие моменты, когда он не ел или не пил на протяжении какого-то промежутка времени. Также данный принцип подразумевает, что большее количество реакций манд будет продуцироваться, если пища или напитки предоставляются ребенку небольшими порциями, а не единовременно (более крупные порции могут вызвать более скорое насыщение). Конечно же, использование пищи и напитков в качестве поощрений должно применяться с большой осторожностью. Отказ в удовлетворении основных потребностей человека является неэтичным. Тем не менее, проведение манд-тренинга в моменты, когда учащийся испытывает естественный голод, является приемлемым при условии, что уделяется достаточное внимание вопросам питания, и нет противопоказаний со стороны родителей, определенных культурных предпочтений или диетических факторов.
Обученные или обусловленные мотивационные операции
Не вся мотивация работает на депривации и насыщении. Некоторые виды мотивации связаны с опытом обучения конкретного индивидуума, а не с биологическими факторами. Это называется обученными мотивационными операциями.
МО для получения обученных поощрений являются несколько более сложными, поскольку их возникновение не зависит от прямых эффектов депривации; однако, они предоставляют гораздо больший потенциальный круг событий или предметов, которые могут быть использованы в тренинге манд.
Транзитивные мотивационные операции
Транзитивные мотивационные операции (СМО-Т) предполагают повышение ценности одного события, потому что данное событие делает возможным возникновение другого события. Предоставление одного стимула делает некоторый другой стимул более ценным.
Например, ценность получения ручки увеличивается, если кто-либо дает вам листок бумаги и говорит «Напиши свое имя». Депривация, как правило, нерелевантна по отношению к транзитивным МО в биологическом смысле. До того, как человека попросили что-либо написать, его состояние нельзя описать как «депривацию в результате отсутствия ручки». Неважно, какое время человек находится без ручки, ручка не будет иметь ценность до тех пор, пока не возникнут обстоятельства или условия, которые делают ее полезной. В приведенном выше примере ценность ручки формируется только тогда, когда появляется вербальный стимул «напиши свое имя». Существует множество примеров СМО-Т, возникающих в школьных классах и в домашней среде. Когда ребенку дают бутылочку с мыльными пузырями, ценность открытия этой бутылочки повышается (а, следовательно, возникает и возможность для обучения ребенка манд-реакции «открой»). Предоставление кукольного домика без мебели увеличит вероятность того, что ребенок попросит о кукольной мебели.
Рефлексивные мотивационные операции
Вторым видом обученных мотивационных операций являются рефлексивные мотивационные операции (CMO-R). CMO-R часто играют важнейшую роль в эпизодах проблематичного поведения. В случае с CMO-R, предоставление стимула придает ценность устранению данного стимула. CMO-R можно рассматривать как предупредительные сигналы. Им обучаются, поскольку индивидуум получает неоднократный опыт взаимодействия с предупредительным сигналом, возникающим непосредственно перед тем, как происходит что-нибудь плохое. CMO-R служит для того, чтобы превратить в поощрение любое событие, которое прерывает ухудшение условий окружающей среды, и такие МО будут побуждать любое поведение, которое было усилено таким образом (Майкл, 1993).
Например, если инструктор многократно коррелировал с ухудшением условий окружающей среды (например, со слишком трудными заданиями, устранением текущих поощрений или неспособностью адекватным образом усилить сотрудничество), любые события, сигнализирующие о начале обучения, будут выступать в качестве CMO-R. Приближение учителя, голос учителя, специфический вербальный тренинг и обучающие материалы – всё это может побуждать поведение избегания, например, истерики, побеги или даже агрессию. Учитель в данном случае является CMO-R.
Установление инструкторов в качестве источников усиления посредством манд может способствовать уменьшению или устранению эффектов CMO-R. Учитель, вместо того чтобы выступать в качестве предупредительного сигнала, становится сигналом к появлению возможности улучшения ситуации для учащегося.
В определенных обстоятельствах, когда действуют CMO-R, существует возможность обучения приемлемым манд-реакциям для избегания, например, словам «Нет» или «Хватит». Процедуры обучения манд-реакциям для устранения определенных событий должны быть внимательным образом продуманы. Другими словами, такая процедура должна реализовываться в то время, когда инструктор может и хочет позволить ребенку избежать какого-либо события.
Определенный стимул и мотивационные операции
На данном этапе важно обсудить различие между определенным стимулом (SD) и мотивационной операцией. МО воздействует на ценность поощрений, в то время как SD являются предшествующими стимулами, которые коррелируются с доступностью поощрения. Например, в случае CMO-R предоставление учителем академического задания не делает доступным его устранение (у учащегося может не быть возможности избежать определенного задания); однако, это делает устранение данного задания более ценным и побуждает поведение, которое в прошлом было эффективным для избегания выполнения заданий. Для транзитивных МО, как в случае с миской кукурузных хлопьев, предъявленной без ложки, увеличившаяся ценность ложки не делает ложку более доступной. Потребность в ложке – это не то же самое, что возможность ее получить. Аналогично этому, чувство голода не означает доступность пищи; холод не означает, что поблизости есть обогреватель и т.д. Тем не менее, в случае с чувством голода значок «ресторан» может послужить SD, сигнализирующим о доступности пиши; вид пальто может быть SD к тому, чтобы надеть его.
Мотивационные операции и манд
МО обладают большим значением для тренинга манд, поскольку их можно «воссоздавать» или «улавливать». МО можно воссоздать путем манипулирования факторами окружающей среды таким образом, чтобы придать ценность определенным последствиям. Это можно сделать, например, посредством контроля доступа к поощрению, попросив ребенка сделать что-нибудь, что требует получения поощрения. Ценность получения ложки может быть повышена, если ребенку дать чашку с пудингом, и не дать ложку. Уловить МО можно посредством предоставления возможности доступа к усилению, когда ребенок естественным образом нуждается в поощрении для того, чтобы получить доступ к другому поощрению. Например, ценность открытой двери может повыситься в случае, когда у ребенка присутствует мотивация к тому, чтобы поиграть на улице. Мотивационные операции для получения необученных поощрений также могут быть искусственно воссозданы (запланированная депривация) или уловлены (обучение после депривации на протяжении некоторого времени).
Приведем несколько примеров воссоздания мотивационных операций:
• Предоставление ребенку бутылки с водой с плотно закрытой крышкой, когда ребенок испытывает жажду
• Предоставление ребенку миски с хлопьями без ложки
• Предоставление ребенку игрушки, которая работает на батарейках, без батареек
• Включение на короткое время его любимого мультика
• Предоставление его любимой закуски другому ребенку
• Использование процедуры прерывания цепочки поведения: дайте ребенку задание, которое предполагает определенную последовательность действий, но спрячьте материалы, которые необходимы для выполнения хотя бы одного действия (например, паззл с отсутствующей частью)
Примеры улавливания МО:
• Обучение манд-реакциям в отношении еды во время обеда или перекуса
• Ожидание от ребенка просьбы об обуви перед тем, как выйти с ним на улицу поиграть
• Поощрение просьбы ребенка о пульте дистанционного управления, когда идет его любимый мультик.
Источник: http://framewelder.com-cache.s3.amazonaws.com/extras/10/mand/mand_self_guidebook_june_2010.doc
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.