ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Обзор некоторых принципов бихевиоризма и концепций обучения. Социальное обучение и мотивация.

Социальное обучение

мотивация
В прошлой нашей публикации мы говорили об обучении при помощи последующих факторов, в результате которого ребенок обучается использованию сложившихся обусловленных последовательностей событий и развивает самоэффективность. Самоэффективность предполагает, что ребенок формирует ожидания в отношении будущих событий, основываясь на чувстве, что он самостоятельно и лично способен использовать сложившиеся обусловленные последовательности (Bandura, 1977). Чувство внутреннего контроля – это уверенность в том, что именно вызывает определенный результат (Rotter, 1966). Если ребенок считает, что результат возникает вне зависимости от его собственного поведения, тогда считается, что такой ребенок имеет внешнюю точку контроля. Если же ребенок считает, что он способен контролировать конечный результат, в таком случае о нем говорят, что он обладает внутренней точкой контроля. Ожидание положительных результатов вызывает у ребенка чувство приятного волнения или радость. Ожидание угрозы или ущерба приводит к огорчению (Kirsch, 1990). Ожидания, сформированные при помощи респондентного и оперантного обусловливания, приводят к эмоциональным переменам у ребенка.


Мотивация

Все живые организмы, в том числе люди, начинают взаимодействовать со своей окружающей средой при возникновении естественных потребностей. Состояние потребности или состояние мотивации в основном управляется через входящие сенсорные нейроны. Ребенок ощущает окружающую среду и свое тело посредством органов чувств. Все биологические, поведенческие и социальные процессы направлены на поддержание гомеостазиса.

Каждый из органов чувств обладает множеством точек или диапазоном нервного возбуждения, который не побуждает организм продуцировать какое-либо поведение в окружающей среде, направленное на достижение гомеостазиса. Другими словами, если вы не замерзли, вам не нужно делать что-либо, чтобы согреться, и наоборот, если вам не жарко, нет необходимости совершать какие-либо действия, чтобы охладиться. Данное множество точек и представляет собой недостаток мотивации. Любое отклонение от данного диапазона приведет к соответствующему состоянию мотивации к действиям, интенсивность которой будет прямо пропорциональна удаленности от такого диапазона. Очень маловероятно, что вы начнете активно совершать какие-либо действия для того, чтобы согреться, если вам лишь слегка прохладно. Чем холоднее вам становится, тем больше вероятность того, что вы проявите поведение, которое приведет к тому, что вы согреетесь.

Человек рождается с необученной/врожденной мотивацией, встроенной в нашу нервную систему. Выражаясь поведенческими терминами, такие необученные, врожденные состояния мотивации называются Мотивационными Операциями. Существуют необученные (безусловные) мотивационные операции и обученные (условные) мотивационные операции. Необученные/врожденные мотивационные операции являются результатом гомеостазиса организма. Обученные/приобретенные мотивационные операции становятся мотивационными операциями посредством сочетания в паре с необученными мотивационными операциями в ходе процесса классического обучения. Приобретенные мотивационные операции также к некоторой степени формируются через процесс обучения при помощи последующих факторов.

Каждый из органов чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, кинестетика, вестибулярный аппарат и глубокие тканевые рецепторы) обладает множеством точек, в которых стимуляция не побуждает организм к совершению каких-либо действий. В процессе достижения гомеостазиса, по мере того, как сенсорная стимуляция отдаляется или приближается к такому множеству точек, возникает соответствующее поведение, направленное на восстановление равновесия и приведения органов чувств назад к исходному диапазону. Это является базисом необученной/врожденной мотивации. Если свет слишком яркий, проявится поведение, направленное на снижение уровня яркости освещения. Если вокруг слишком темно, тогда проявится поведение, направленное на увеличение уровня освещения. Когда звук слишком громкий, продуцируется поведение, которое уменьшает интенсивность звука. Большинство видов врожденной мотивации основывается на установлении равновесия. Необходимо отметить, то мотивационные операции являются аспектами окружающей среды, такими как температура воздуха в комнате или присутствие дикого медведя. Организм ощущает условия окружающей среды посредством своих органов чувств.

Основными необученными (безусловными) мотивационными операциями являются:
Диапазон точек нервного возбуждения для глубоких тканевых рецепторов включает в себя голод, жажду, уровень углекислого газа и сексуальное возбуждение. Пищевая депривация в момент активного действия повышает ценность пищи для конкретного индивидуума и увеличивает вероятность возникновения всех поведений, которые в прошлом оказывались успешными для получения пищи. Чрезмерное насыщение пищей снижает ценность пищи и повышает вероятность проявления поведений, которые в прошлом были успешными для снижения уровня перенасыщенности пищей. Депривация водой в момент активного действия повышает ценность воды для конкретного индивидуума и увеличивает вероятность возникновения всех поведений, которые в прошлом оказывались успешными для получения воды.

Депривация сном повышает ценность сна для конкретного индивидуума и увеличивает вероятность возникновения всех поведений, которые в прошлом оказывались успешными для получения возможности поспать. Чрезмерно высокий уровень углекислого газа в крови приведет к повышению ценности кислорода и увеличит вероятность проявления любого поведения, которое в прошлом было успешным для увеличения уровня кислорода в крови.

Депривация визуальными стимулами повысит ценность зрительных ощущений и увеличит вероятность возникновения любого поведения, которое было успешным в повышении входящей визуальной информации. Чрезмерная визуальная стимуляция приведет к уменьшению ценности визуальной стимуляции и увеличению вероятности возникновения всех поведений, которые были успешными для снижения уровня визуальной стимуляции.

Депривация аудиторной стимуляцией приведет к повышению ценности аудиторной стимуляции и побудит любое поведение, которое в прошлом оказывалось успешным для повышения уровня аудиторной стимуляции. Чрезмерно высокий уровень аудиторной стимуляции приведет к уменьшению ценности аудиторной стимуляции и увеличит вероятность проявления любого поведения, которое в прошлом оказывалось успешным для снижения уровня аудиторной стимуляции.

Лишение физических ощущений повысит ценность физических ощущений и увеличит вероятность появления всех поведений, которые в прошлом приводили к появлению физических ощущений. Чрезмерный уровень физических ощущений понизит ценность физических ощущений, и будет наблюдаться увеличение уровня всех поведений, которые в прошлом приводили к успешному снижению уровня физических ощущений (тактильных ощущений, тепла, холода, боли).

Обученные (условные) мотивационные операции достигают эффекта воздействия на мотивацию посредством сочетания в паре с необученными (безусловными) мотивационными операциями и предсказания этих мотивационных операций. Большинство из того, что нас мотивирует, является приобретенным, или обученным. В современном обществе о голоде, жажде, температуре тела и тактильных ощущениях ребенка заботу на себя берет человек, осуществляющий за ним непосредственный уход. Одной из первых обученных мотивационных операций является социальная принадлежность. Близость ребенка с человеком, осуществляющим уход за ним, зачастую сочетается в паре и предсказывает появление равновесия в отношении описанных выше сенсорных систем. В результате, социальная принадлежность становится одной из самых мощных обученных мотивационных операций.

Дети с аутизмом часто испытывают сенсорные проблемы. Другими словами, их диапазон точек равновесия сенсорных систем отличается от аналогичного диапазона у большинства людей в их окружении. Это значительно затрудняет наше понимание мотивационных факторов в жизни аутичного ребенка. Родителям может быть трудно с точностью оценить потребности ребенка с аутизмом. Точная оценка необходима для того, чтобы помочь ребенку регулировать его сенсорное окружение. Точная оценка потребностей ребенка приводит к сочетанию индивидуума, осуществляющего уход за ребенком, в паре с биологически определенными мотивационными состояниями и приводит к установлению таких людей в качестве  вторичных, или условных, мотиваторов.

Родители также должны быть хорошо осведомлены о том, каким образом события в окружающей среде становятся предвестниками успешного формирования сенсорного равновесия у ребенка. Все, что предсказывает ближайшее наступление сенсорного равновесия, будет восприниматься ребенком в качестве условного поощрения.



Источник: http://lundvandyke.com/resources/download/autism-treatment

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.