Социальный
контекст является очень важным понятием при планировании поведенческой
программы. Все, чему ребенок будет обучаться, будет связано с окружающей средой
и другими людьми. Человек является социальным по своей природе. Мы живем в
социальном сообществе. Типично развивающиеся дети обучаются практически всему,
что они знают, посредством наблюдения и имитации. Дети с аутизмом же зачастую
фокусируют свое внимание больше на объектах, чем на людях.
По этой
причине дети с аутизмом испытывают сложности с овладением тонкими навыками,
которые у типично развивающихся детей воспринимаются как должные. Построение
социальной направленности у детей с аутизмом является важной основой для любой
поведенческой программы. Считается, что в большинстве случаев у аутичных детей
наблюдается дефицит внимания. Это не совсем так. Дети с аутизмом, также как и
дети с СДВГ, внимательны к тому, к чему они испытывают интерес. Разница между
ребенком с аутизмом и ребенком с СДВГ или типично развивающимся ребенком
заключается в том, ЧТО направляет их внимание.
Внимание
полностью связано с мотивацией. Мы концентрируемся на вещах, которые нас
интересуют. Другими словами, мы обращаем свое внимание на такие объекты и виды
деятельности, которые являются для нас поощряющими. У человека присутствует
мотивация к объектам или занятиям, удовлетворяющим
какие-либо его потребности. Потребность создается депривацией или отходом от
исходной точки восприятия органов чувств. Когда ребенок испытывает
перенасыщение, у него отсутствует мотивация, следовательно, он не будет
внимателен к объектам, которыми он перенасыщен. Как обсуждалось ранее,
большинство основных потребностей маленького ребенка удовлетворяют люди,
осуществляющие за ним непосредственный уход. Как только основные потребности
удовлетворяются, ребенок переходит к сенсорным потребностям, таким как движение
или взгляд на интересующие его предметы. Типично развивающийся ребенок быстро
насыщается сенсорными стимулами, и у него вырабатывается привыкание к ним.
Тогда он переходит к реализации социальных потребностей и потребности в
принадлежности к сообществу. Социальные поведения и поведения, направленные на достижение
социальной принадлежности, являются комплексными и, в большинстве случаев,
слишком сложными для аутичных детей. Поскольку социальное взаимодействие
является слишком трудным для большинства детей с аутизмом, их внимание не
управляется и не контролируется социальным стимулом. Дети с аутизмом, как
правило, остаются на этапе мотивации к получению сенсорной стимуляции, и по
этой причине в большинстве случаев их внимание привлекается и контролируется
именно сенсорными стимулами.
Основы
обучения и развития лежат в обучении пониманию конкретного физического и
абстрактного социального и вербального мира, в котором мы живем. Ключевым
компонентом любой поведенческой программы является приспособление мотивации
ребенка для того, чтобы улавливать его внимание и переносить его с предметов и
сенсорной стимуляции на комплексный социальный/вербальный мир. Это достигается
при использовании систематического подхода
к определению сенсорной/моторной деятельности и предметов, необходимых
для побуждения действий ребенка.
Как
только действие будет сгенерировано, между сенсорным поощрением и ребенком
размещается взрослый. Действия со стороны ребенка, которые пододвинут его ближе
к пониманию социального и вербального поведения, увеличиваются путем
предоставления доступа к сенсорной стимуляции с помощью промежуточного контроля
человека. Программы, которые систематически увеличивают социально направленное
поведение, перемещают ребенка от мотивации, находящейся под контролем сенсорной
стимуляции, к мотивации, контролируемой социальной принадлежностью. Следует
также упомянуть, что социальное внимание и понимание формируется посредством
систематического усиления посреднической деятельности другого индивидуума и
обучения невербальным границам.
Многие дети с аутизмом испытывают трудности с пониманием
мира. Они не умеют получать вербальную информацию от людей и извлекать выгоду
из этой информации. По этой причине они склонны к навязыванию другим своего
мнения в отношении того, что необходимо сделать. Намного легче плакать до тех
пор, пока кто-нибудь не даст вам то, чего вы хотите, чем разбираться в том, как
этого можно добиться социально приемлемым образом. Дети с аутизмом часто в
буквальном смысле контролируют свое окружение. Люди, знакомые с процессом
развития ребенка и практикой родительства, очень хорошо знают, что дети
нуждаются в четкой структуре, последовательных правилах, границах и
ограничениях. Но как же обучить ребенка этим правилам, границам и ограничениям,
пока он еще не способен взаимодействовать с вербальным сообществом? Кажется,
что невербальное понимание социального контекста - это интуитивное знание в
отношении того, как работает мир. Вы подходите к краю обрыва, ощущаете
неприятное чувство в животе и возвращаетесь назад. Это эмоциональный интеллект,
и он развивается посредством невербального классического обучения и обучения при помощи последствий.
Поведением ребенка управляют эмоции, а не мысли или вербальные правила. По мере
взросления человек узнает миллионы различных правил, однако основные знания он
получает посредством наблюдения и участия в том, как работает мир. По этой
причине нет необходимости откладывать обучение эмоциональным социальным
понятиям до тех пор, пока ребенок не будет способен изучать вербальные правила.
Эти понятия, усваиваясь на невербальном уровне, составляют основу для
дальнейшего вербального понимания и мышления. Большинство людей удивится,
узнав, насколько их поведение контролируется такими эмоциями и социальными
контактами, о наличии которых они даже не подозревают.
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.