ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА
Семинар доктора Хенли

Руководство по использованию подсказок при обучении людей с особыми потребностями.


виды подсказок
Как и когда предоставлять подсказки индивидууму с особыми потребностями.
Годы исследований свидетельствуют о том, что подсказки являются эффективным инструментом обучения лиц с расстройствами аутистического спектра. Кроме того, подсказки являются важной и неотъемлемой частью многих АВА-программ. Тем не менее, их преимущества этим не ограничиваются.

Подсказки могут быть одинаково полезны пи обучении лиц как с особыми потребностями, так и нормотипичных индивидуумов. Приходилось ли вам когда-нибудь указывать пальцем на что-либо, чтобы человек посмотрел в нужном вам направлении? Если приходилось, тогда вы предоставили вашему собеседнику подсказку. Устанавливали ли вы когда-нибудь будильник, чтобы проснуться в определенное время, или может быть таймер, который напоминал вам о том, что необходимо достать блюдо из духовки? Считайте, что вам была предоставлена подсказка!

Что такое подсказка?

Всемирно известные бихевиористы, Линн МакКланнахан и Патриция Крантц из Принстонского Института Развития Ребенка, дали следующее определение слову «подсказка»: «Инструкции, жесты, демонстрации, прикосновения или другие вещи, которые мы организовываем или делаем для того, чтобы увеличить вероятность продуцирования детьми правильных реакций».

Зачем используются подсказки?

Как правило, подсказки идут рука об руку с обучением без ошибок. У данного подхода существует множество преимуществ.

Использование подсказок относится к положительной манере преподавания и, таким образом, способствует обучению, поскольку учащиеся постоянно добиваются прогресса, и инструкторы не смущают и не обескураживают их словом «нет» снова и снова.

Когда педагоги злоупотребляют словом «нет», учащиеся постепенно теряют чувствительность и восприимчивость к нему. При использовании обучения без ошибок слово «нет» используется нечасто и, таким образом, оно сохраняет свою значимость, что имеет особенное значение в потенциально опасных ситуациях, например, когда необходимо быстро остановить ребенка от прикосновения к горячей духовке, выбегания перед движущимся автомобилем и т.п.

Поскольку существует множество различных видов подсказок, есть возможность адаптировать их для разных стилей обучения и способностей ребенка. Учащиеся, которые отлично читают, могут пользоваться письменными подсказками; учащимся с нарушением зрения можно предоставлять подсказки типа «рука поверх руки», и т.п.

9 типов подсказок.

Как уже упоминалось ранее, существует широкий спектр различных подсказок, из которых у педагогов, родителей и терапистов есть возможность сделать выбор. Вы можете основывать свой выбор на том, какой объем помощи требуется ребенку в академическом процессе, а также учитывать его уникальный стиль обучения или индивидуальные проблемы.

1. Подсказка жестом

Подсказка жестом может включать в себя указание, кивание или любой другой вид действия, которое учащийся может наблюдать у своего учителя. Например, учитель спрашивает учащегося: «Из чего ты пьешь?», а затем он предоставляет учащемуся подсказку, указывая пальцем на чашку.

2. Физическая подсказка

Физическая подсказка – это предоставление инструктором физического контакта для того, чтобы направлять действия учащегося на протяжении всей целевой деятельности. Например, учитель просит учащегося: «Похлопай в ладоши». Затем учитель дает учащемуся подсказку, держа его руки в своих руках и управляя руками учащегося на протяжении всего процесса хлопания в ладоши.

3. Частичная физическая подсказка

Учитель предоставляет учащемуся некоторую помощь, управляя действиями учащегося на протяжении части целевой деятельности. Например, учитель просит учащегося: «Похлопай в ладоши». Затем он предоставляет ребенку подсказку, слегка прикасаясь к обеим рукам учащегося и подталкивая руки учащегося по направлению друг к другу.

4. Полная вербальная подсказка

Инструктор дает учащемуся полный устный ответ на только что заданный вопрос. Например, учитель спрашивает учащегося: «Какой день наступает после четверга?», а затем дает ребенку подсказку, отвечая: «Пятница».

5. Частичная вербальная или фонематическая подсказка

Учитель предоставляет учащемуся часть ответа на заданный вопрос или же просто произносит первую «фонему» или звук». Например, учитель спрашивает ребенка: «Какой день наступает после четверга?», а затем дает ребенку подсказку, сказав: «Пя…».

6. Текстуальная или письменная подсказка

Может быть организована в виде перечня или какого-либо другого вида письменной инструкции. Например, учитель просит учащегося: «Выполни свои ежедневные задания». Затем учитель дает подсказку, предоставив ребенку письменный чеклист задач, которые ему необходимо выполнить.

7. Визуальная подсказка

Визуальные подсказки могут включать в себя видео, фотографии или рисунки на бумаге, доске или электронном устройстве. Например, инструктор просит ученика: «Похлопай в ладоши», а затем предоставляет ему подсказку, включив видео, на котором человек хлопает в ладоши».

8. Аудиторная подсказка

Может включать любой вид звука, который может услышать учащийся, например, будильник или таймер. К примеру, учитель просит ребенка: «Убери свои игрушки за 5 минут». Затем учитель дает учащемуся подсказку, установив таймер на 5 минут.

9. Позиционные подсказки

Данный тип подсказки предполагает, что инструктор размещает объект для правильной реакции ближе к учащемуся. Пример: инструктор показывает ребенку три объекта – мячик, ботинок и яблоко – а затем просит учащегося: «Покажи, что из этого ты кушаешь?». Инструктор
размещает яблоко ближе всего к учащемуся.

Важные советы по использованию подсказок

Всегда используйте наименьшее количество подсказок, необходимых для выполнения поставленной задачи. Это важно для того, чтобы ребенок не стал зависимым от подсказок, то есть, излишне не полагался на них. Когда такое происходит, подсказки становятся контрпродуктивными, поскольку в данной ситуации они снижают уровень самостоятельности учащегося, который реагирует только в присутствии подсказок. Например, если вы чувствуете, что ребенок знает целевое слово, но нуждается в небольшой помощи, используйте фонематическую подсказку вместо полной вербальной подсказки.

В целях избежать развития зависимости от подсказок у ребенка необходимо использовать наименее навязчивые подсказки, когда это возможно. Подсказка жестом, например, является намного менее навязчивой по сравнению с физической подсказкой, поэтому, если вы чувствуете, что подсказка жестом сработает, используйте ее вместо физической. Прибегайте к более интрузивным подсказкам только в случаях абсолютной необходимости.

Убедитесь в том, что вы устраняете подсказки настолько быстро, насколько это возможно, чтобы максимально снизить зависимость от подсказок у ребенка. Например, если вы просите своего ученика похлопать в ладоши, и он нуждается в полной физической подсказке, в следующий раз, когда вы попросите его похлопать в ладоши, сделайте это с частичной физической подсказкой. Если все будет сделано корректно, через время вам вообще не понадобится использовать подсказки. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, вам потребуется разное количество времени для постепенного устранения подсказок, но важно помнить об основном правиле: ваша цель всегда заключается в том, чтобы уменьшить и, в конце концов, устранить потребность ребенка в подсказках.

Используйте подсказки, когда ваш ученик:

Очевидно спродуцирует некорректную реакцию (например, вы видите, как он тянется рукой к неправильному объекту, начинает произносить неправильный ответ на вопрос и т.п.)
Продуцирует некорректную реакцию
Не реагирует вовсе (однако тераписты обычно дают учащимся около 3 секунд для продуцирования реакции прежде, чем вмешиваться с подсказкой)

Разнообразьте похвалу и поощрения:

Предоставляйте некоторую похвалу и меньшее поощрение за правильную реакцию, спродуцированную при помощи подсказки
Предоставляйте щедрую похвалу и намного большее поощрение за правильную реакцию, продуцируемую без подсказки
Избегайте слова «нет».

Если учащийся затрудняется ответить или допускает ошибку, вмешайтесь с подсказкой и помогите ему, а затем повторите свой запрос, постепенно уменьшая подсказки до тех пор, пока они не станут ненужными.

Всякий раз, когда это возможно, старайтесь использовать механические подсказки вместо человеческих. Исследования показали, что в случае с аутичными людьми механические подсказки легче устранить, и они реже вызывают зависимость, чем подсказки, предоставляемые людьми. Примером является использование будильника или таймера вместо вашего собственного голоса в качестве напоминания о необходимости убрать игрушки, и т.п.




Источник: http://www.friendshipcircle.org/blog/2013/04/22/a-complete-guide-for-using-prompts-to-teach-individuals-with-special-needs/

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.