Обзор некоторых принципов бихевиоризма и концепций обучения. Обучение посредством последующих факторов.


манипулирование последствиями
Как было описано в прошлой публикации, классическое обучение в основном обучает ребенка способности предсказывать события, которые будут происходить в окружающем его мире. Ребенок получает контроль посредством умения предсказывать, каким образом события во внешнем мире сочетаются друг с другом. Классическое обучение также дает нам возможность изменить то, как переживаются нами события, происходящие в окружающей среде, а также возможность изменять рефлексивное поведение.


Обучение посредством последующих факторов (оперантное обусловливание) позволяет ребенку не только предсказывать будущие события в зависимости от уже пережитых ими событий, но и контролировать происходящее посредством влияния на свое собственное поведение. Поведение не обязательно должно быть рефлексивным и зависеть от внешних триггеров в окружающей среде. Поведение может продуцироваться целенаправленно и без возникновения запускающих его событий.

Дети и взрослые получают практическую информацию об окружающем их мире посредством взаимодействия с этим миром, обучаясь предсказывать, что будет происходить, и изменяя свое поведение в зависимости от предыдущих результатов взаимодействия с окружающей средой. В целом закон воздействия говорит, что поведение, которое является успешным в достижении определенной цели, будет проявляться чаще, а поведение, которое не является успешным в достижении определенной цели, уменьшится (Catania, 1998). Стимулы для совершения определенных действий могут быть классифицированы как внутренние и внешние по отношению к поставленной задаче. Задачи с внутренними стимулами обладают позитивной или негативной ценностью, встроенной в саму задачу. К примеру, работе, как правило, присуща некоторая негативная характеристика, и многие люди уволились бы со своей работы, если бы она не предполагала такого внешнего по отношению к задаче стимула, как получение заработной платы. Альпинизм для некоторых людей будет внутренне поощряющим занятием, а для других – внутренне аверсивным.

Поведение с встроенной внутренней мотивацией поддерживается естественным удовольствием, которое ребенок получает от занятия какой-либо деятельностью. Поведение с внешней мотивацией должно организовываться родителями, учителями или обществом людей в целом. Другими словами, поведение с внешней мотивацией представляет собой социальное явление.

Реализация терапии в случае ребенка с задержкой развития может быть гораздо более приятным для ребенка процессом, если терапист максимально использует преимущества внутренней мотивации. Гибкое и четкое понимание того, что представляет собой встроенную и внешнюю мотивацию в случае конкретного ребенка, является важнейшей частью мотивации ребенка к достижению прогресса. Всегда следует принимать во внимание внутренние мотивационные факторы и действия, когда внешняя мотивация у ребенка оказывается недостаточной, и наоборот. Считается, что внутренняя и внешняя мотивация контролируются состояниями депривации и аверсии. У вас не будет мотивации к получению внутреннего или внешнего поощрения, если вы перенасыщены этим поощрением. Единственный способ не насыщаться поощрением – не иметь доступа к нему.

Дети говорят что-либо или совершают какие-либо поступки с целью получить что-либо, чего у них нет, или же избежать чего-либо, чего они не хотят. Такое явление как приобретенная пассивность может возникнуть, когда все «хорошее» оказывается вне связи с условным поведением и прилагаемыми усилиями, так же как и приобретенная беспомощность возникает в результате аверсивной стимуляции, необусловленной каким-либо определенным поведением. Дети, которые часто подвергаются наказанию/ослаблению, необусловленному определенным их поведением, становятся чрезмерно осторожными и тревожными. Работа с обусловленными последовательностями в целях достижения контроля над желаемыми результатами стабилизирует поведенческое, эмоциональное и психологическое состояние и благополучие ребенка. Мышление ребенка, который не понимает обусловленности происходящих событий, будет спутанным и хаотичным, а сам ребенок будет казаться потерявшим связь с реальностью. Введение структуры и программы, разработанной с целью внедрения повседневных обусловленных последовательностей в жизнь ребенка, приведет к тому, что он установит лучший контакт с окружающим миром, а также приобретет чувство уверенности в себе, связанное с пониманием и знанием того, как контролировать окружающий его мир.

Когда терапист пробует принять решение в отношении того, что же будет мотивировать ребенка к обучению, он всегда должен принимать во внимание так называемый Принцип Примака, который гласит, что поведение, которое возникает с высокой частотой, можно использовать для того, чтобы повысить частоту поведения, возникающего реже. Примак утверждал, что «для любой пары реакций, независимая более вероятная реакция усилит менее вероятную реакцию» (Premack, 1962:255). Например, предположим, что ребенок любит кушать пирог, но не любит кушать овощи. Если ребенку необходимо будет съесть овощи прежде, чем ему позволят съесть пирог, поведение поедания овощей увеличится. Принцип Примака также называют «законом бабушки».

Когда ребенок с аутизмом обучается новому поведению, поведенческая реакция привязывается к тому контексту, в котором она была изучена, и такая реакция не всегда легко обобщается для нового контекста или условий окружающей среды. Новым задачам легче обучаться в знакомых, стабильных обстоятельствах. После того, как новая задача была изучена в знакомой и стабильной окружающей среде, необходимо переходить в менее знакомое окружение с большим количеством отвлекающих стимулов. Плато в процессе обучения зачастую легко преодолеть путем изменения условий обучающей среды и методов обучения.

Несмотря на то, что принципы классического обучения и обучения посредством последующих факторов разделены на два самостоятельных учебных процесса, оба эти процесса протекают постоянно. Классическое обучение приводит к предсказуемым связям между стимулами во внешней окружающей среде и их эффектами, и оказывает влияние на наши рефлексы, реакции желез и эмоции. Усиление в классическом обучении происходит, когда предшествующее внешнее событие точно предсказывает последующее внешнее событие. Взрослые и дети, в том числе дети с аутизмом, стремятся прогнозировать и контролировать свою окружающую среду. Обучение посредством последующих факторов позволяет нам не только предсказывать внешние события, но и изменять наше поведение с целью оптимизации его результатов. Когда значительные события окружающей среды адекватным образом предсказываются и контролируются, ребенок достигает успехов в адаптации и приобретает чувство уверенности в себе.

Обучение посредством последствий (оперантное обусловливание) предполагает сигнал (предшествующее событие в окружающей среде), который является частью того контекста, в котором возникает поведение. Сигнал (SD) говорит о том, что желаемые результаты доступны в текущей окружающей среде, и что попытки к реализации обусловленной последовательности привезут к получению желаемых результатов. Если вам удастся воспользоваться обусловленной последовательностью, вы получите то, чего вы хотели. Во-вторых, у нас есть реакция (R), или поведенческая попытка ребенка воспользоваться сложившейся обусловленной последовательностью. И, наконец, у нас также есть последствие (O), которое представляет собой успех или неудачу ребенка в реализации обусловленной последовательности. Если ребенок успешно реализует обусловленную последовательность, он получает результат. Если же ему не удается ею воспользоваться, желаемый результат не возникает. Желаемый результат укрепляет поведение, которое привело к появлению этого результата, а качества стимула желаемых объектов ассоциируются с сигналом и другими контекстуальными внешними событиями, которые предшествовали появлению положительного результата.

Обучение посредством последствий представляет собой попытку контролировать результат. Если ребенок контролирует результат лучше, чем он предполагал, результатом является удовольствие от получения желаемого результата, а также удовольствие в результате способности успешно контролировать окружающий мир. Таким образом, данное поведение будет возникать чаще. Когда ребенок не контролирует результат, поведение, направленное на достижение данного результата, уменьшится.

Если ребенок уже обладает опытом успешной реализации обусловленных последовательностей, необходимо применение новых стратегий для обучения его тому, что если знакомый ему прием не работает, нужно попробовать добиться своей цели другим путем. Реакция на безуспешную попытку реализации обусловленной последовательности формируется по мере того, как ребенок сталкивается с самыми разнообразными обусловленными последовательностями и успешно их использует. Младенцы, имеющие опыт успешного контроля стимуляции, впоследствии лучше понимают обусловленную связь между своим поведением и событиями в окружающей среде (Finkelstein and Ramey, 1977). Когда ребенок осознает, что он успешно может использовать складывающиеся в окружающей среде обусловленные последовательности, у него развивается чувство самоэффективности и внутреннего контроля.



Источник: http://lundvandyke.com/resources/download/autism-treatment

0 коммент.:

Отправка комментария

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.