ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA

Как добиться обобщения при обучении ребенка новым навыкам?


стратегии обобщения
Когда ребенок впервые начинает обучение новому навыку, не следует вносить в учебный процесс большое количество изменений. Но как только вы замечаете, что ребенок практикует целевой навык без посторонней помощи, это означает, что пришло время для систематического внесения некоторых изменений в процесс обучения для того, чтобы убедиться, что в будущем произойдет обобщение новоприобретенных навыков. Следует выбрать одну из стратегий и внести 2 или 3 изменения. Затем медленно вводить дополнительные изменения с использованием перечисленных ниже стратегий.

Стратегии обеспечения обобщения навыков:

Обучение с предоставлением достаточного количества образцов
Обучение в различных условиях окружающей среды
Обучение с использованием различных сигналов

Обучение с предоставлением достаточного количества образцов

Если ребенок уже успешно использует на практике новые навыки, убедитесь в том, что во время обучения вы предоставляете ему большее количество образцов, используя различные предметы и материалы для академических заданий. Посмотрим, как можно использовать различные образцы для обучения двум независимым навыкам. В первом примере мы покажем, как использовать множественные образцы для обучения ребенка произносить слово «яблоко» при виде картинки с изображением яблока или настоящего яблока. Во втором примере мы продемонстрируем, как использовать множественные образцы для практики навыка надевания футболки. Обучение с использованием множественных образцов имеет большое значение для обучения многим навыкам.

Называние яблока

Если вы обучаете ребенка говорить «яблоко», когда он видит картинку с изображением яблока, вам следует использовать различные изображения яблока для того, чтобы помочь ребенку обобщить данный навык.



Надевание футболки

Никому не хотелось бы научить ребенка надевать на себя только одну определенную футболку. Как только ребенок начинает добиваться успеха в использовании нового навыка, убедитесь в том, что вы добавляете новые образцы различных материалов в вашу учебную программу.


Обучение в различных условиях окружающей среды

На начальном этапе следует проводить обучение ребенка в окружающей среде с небольшим количеством отвлекающих стимулов. В реальной жизни большинство навыков должны реализовываться в самых разнообразных условиях окружающей среды, в том числе в шумных местах и в местах с большим количеством интересных предметов, на которые так и хочется взглянуть. После того, как ребенок начинает самостоятельно и точно использовать новый навык, начните практиковать его в новых условиях окружающей среды, включая места с все большим и большим количеством отвлекающих стимулов. Убедитесь в том, что у вас в распоряжении есть высокомотивационные поощрения, и с энтузиазмом хвалите ребенка, когда он реализует целевые навыки в условиях присутствия отвлекающих факторов.


Обучать в различных условиях окружающей среды довольно легко. Подумайте о тех навыках, которые ребенок практикует в домашней и школьной обстановке. Когда ребенок сопровождает вас при походе в общественные места, например, в магазин, поработайте над такими навыками, как различение предметов по характеристикам, например, по цвету или форме, а также над следованием простым инструкциям. Вы также можете запланировать практику новых навыков, внеся в расписание ребенка поездку в детский развлекательный центр или другое подходящее место с большим количеством отвлекающих стимулов.

Обучение с использованием различных сигналов

В повседневной жизни встречаются самые разнообразные сигналы к реализации того или иного навыка. Например, учитель может попросить ребенка идентифицировать объект, дав целый ряд различных инструкций. Ваша задача заключается в том, чтобы удостовериться, что ребенок будет понимать, что ему необходимо реализовать целевой навык, даже если сигнал будет слегка отличаться. Подумаем о том, как же можно использовать различные сигналы для обучения ребенка указывать на объекты, когда он слышит названия этих объектов. 
На начальных этапах достаточно использования одного вокального сигнала, например, «Покажи мне…». Впоследствии же, если ребенок продолжает успешно справляться с заданиями, следует постепенно переходить к работе над целевым навыком, используя дополнительные вокальные сигналы, такие как «Укажи на…», «Дотронься до…», «Дай мне…» и т.д.



Что является ключом к обобщению новых навыков?

Удостоверьтесь в том, что вы работаете над новым навыком, внося в учебный процесс достаточное количество изменений. В конечном итоге, старайтесь практиковать целевой навык с четырьмя или более изменениями по каждой из стратегий. Другими словами, вашей целью является не только реализация ребенком нового навыка, но и использование данного навыка в качестве реакции на четыре или более различных образцов материала, практика в четырех или более условиях окружающей среды и практика с использованием четырех или более различных сигналов. Однако изменения необходимо вносить в темпе, походящем для каждого конкретного ребенка.

Некоторые дети легко могут практиковать новые навыки в различных условиях окружающей среды, в таком случае вы можете вносить изменения достаточно быстро.  Однако большинство аутичных детей, как правило, испытывают сложности с использованием новых навыков с незнакомыми людьми или в непривычных для них местах. Такие дети нуждаются в стратегическом плане медленного введения достаточного числа изменений в учебный процесс. Всякий раз, когда вы вносите изменения, предоставляйте ребенку высокомотивационное поощрение за корректные реакции в новых учебных условиях.

Каковы же более продвинутые стратегии обобщения новых навыков?

Обучение с использованием множественных образцов: стратегия, при которой ребенка обучают практиковать навык с какими-либо различиями в окружающей среде (например, в материалах, условиях, окружающих его людях) и с небольшими отличиями в том, каким образом данный навык реализуется. К примеру, вы можете воспользоваться чужой стиральной машинкой, даже если она слегка отличается от той, к использованию которой вы привыкли. Вам бы хотелось, чтобы ваш ребенок или ученик мог пользоваться телефоном, который отличается от того, что установлен у него дома. Обучив ребенка реализации нового навыка после разнообразных сигналов и различным образом, вы можете обеспечить функциональность данного навыка в его повседневной жизни.

Случайное обучение: стратегия, при которой инструктор использует мотивацию учащегося и его индивидуальные интересы для обучения речи или практике социальных навыков в повседневной жизни. Несмотря на то, что возможности для обучения возникают в жизни у человека каждый день, в случае аутичных детей, возможно, потребуется разработать план для улавливания или искусственного воссоздания мотивации и получения структурированных возможностей для обучения.

Обучение в натуральной среде (NET): данная стратегия предполагает работу над целевым навыком в той среде, в которой данный навык будет использоваться в повседневной жизни. Если ребенок уже обладает навыками обращения с просьбой о 10 различных предметах без подсказки, имитирует множество различных видов действий с предметами и без предметов, а также называет 10 различных предметов, в ваш учебный план помимо обучения отдельными блоками в тихой среде необходимо включить и дополнительные обучающие стратегии. В том числе, следует обучать ребенка и в естественных условиях окружающей среды.




Источники: 
http://momentumaba.com/teach-me-more/teaching-new-skills/generalization/how-do-you-teach-for-generalization/
http://momentumaba.com/teach-me-more/teaching-new-skills/generalization/how-do-you-teach-for-generalization/teach-with-enough-examples/
http://momentumaba.com/teach-me-more/teaching-new-skills/generalization/how-do-you-teach-for-generalization/teach-in-different-settings/
http://momentumaba.com/teach-me-more/teaching-new-skills/generalization/how-do-you-teach-for-generalization/teach-with-different-cues/
http://momentumaba.com/teach-me-more/teaching-new-skills/generalization/what-are-advanced-strategies-for-generalization/

0 коммент.:

Отправка комментария

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.