Большинство АВА-терапистов начинают свою работу в сфере прикладного анализа поведения с интенсивного обучения необходимым навыкам детей младшего возраста с использованием методологии DTT (Discrete Trial Teaching, или Обучение отдельными блоками). Многие специалисты любят метод DTT за то, что он очень структурирован и представляет собой преподавание в самой простой форме. В условиях индивидуального обучения в формате DTT присутствует минимальное количество отвлекающих стимулов, процесс обучения управляется инструктором, а навыки разбиваются на более мелкие под-навыки, с высоким количеством повторений. Многие из причин, по которым метод DTT обрел такую популярность среди специалистов, одновременно представляют собой причины, по которым обучение отдельными блоками часто не подходит клиентам более высокофункциональным или же находящимся в старшем возрасте (о чем некоторые из них напоминают своим инструкторам, говоря «Вы меня уже спрашивали/просили об этом!»).
АВА-терапия для детей старшего возраста или для высокофункциональных аутичных детей может потребовать несколько иного обучающего подхода к проведению сессий, и если инструктор продолжает использовать традиционную схему DTT , обучение может стать скучным для ребенка.
Профессиональные интересы большинства АВА-специалистов сосредотачиваются на раннем интенсивном вмешательстве (как правило, на детях в возрасте до 5 лет). Однако существуют некоторые поистине интересные аспекты работы с высокофункциональными клиентами и клиентами старшего возраста.
Как правило, при работе с данной категорией клиентов применяется более натуралистический подход. Он может включать использование анализа задач, внутреннее усиление, написанные расписания, обучение на базе социального сообщества и высокофункциональные жизненные навыки (то есть, навыки повседневной жизнедеятельности). Ниже приводится пример того, как можно структурировать обучающую сессию при работе с ребенком старшего возраста.
Самостоятельная работа – Рутинные операции – Обучение в сообществе – Сенсорная активность – Социальное взаимодействие – Гигиена/Уход за собой – Навыки самопомощи – Домашние задания/работа по дому.
Сессию можно начинать с составления расписания того, чем ребенок будет заниматься со своим инструктором в течение дня. Особенно при работе с высокофункциональными аутичными детьми следует позволять клиентам делать существенный вклад в принятие решений о том, какие именно виды деятельности будут внесены в это расписание. Существует ряд вещей, которые должны делать АВА-тераписты (программы), вещей, которые хотят делать родители, а также есть выбор клиента. Если клиент умеет читать, можно письменно составить это расписание вместе с ним. Если нет, в таком случае подойдет визуальное расписание. Усиление закладывается в чередование предпочитаемой и непредпочитаемой деятельности, например, ребенок выполняет домашние задания, прежде чем отправляется на прогулку.
Функциональные навыки повседневной жизнедеятельности, такие как выполнение рутинных операций, ванные процедуры, уход за собой или приготовление пищи, чередуются в течение каждой из сессий. Разнообразие таких занятий будет отличаться в зависимости от приоритетов каждой семьи. Например, речь может идти о 10-летнем ребенке, который не умеет самостоятельно принимать душ, или о 22-летнем парне, который не может самостоятельно ответить на телефонный звонок или сообщение. Для этих навыков можно составить программу, а обучение следует проводить с использованием комбинации таких стратегий АВА, как, к примеру, цепочки поведение или визуальное моделирование.
При работе с клиентами старшего возраста АВА-тераписты выступают скорее в качестве посредников, чем «учителей». Они помогают индивидууму продвигаться по этапам его повседневного расписания, обеспечивая при этом наименьшее необходимое количество подсказок. Одной из основных сложностей для АВА-терапистов является объяснение родителям детей старшего возраста, что они предоставляют слишком большое количество подсказок своему ребенку . Самостоятельность является ключевым фактором. Поэтому, если клиент может самостоятельно помыть руки, но его мама или папа вынуждены держать мыло закрытым в шкафчике, поскольку ребенок использует его в слишком большом количестве, в качестве цели можно выбрать использование одной порции жидкого мыла из дозатора. Невозможно достигнуть истинной независимости, если ребенок нуждается в присутствии другого человека, который будет давать ему нужное количество мыла.
Уровень сложности выходов в сообщество с клиентом старшего возраста будет постепенно увеличиваться, начиная со способности вести себя соответствующим образом в магазине, складывать предпочитаемые продукты в корзину, затем складывать как предпочитаемые, так и непредпочитаемые продукты в корзину, участвовать в сверке по списку, и продолжая работать до тех пор, пока терапист не сможет зайти в магазин со своим клиентом и просто молчаливо следовать за ним, наблюдая за тем, как он самостоятельно делает все необходимые покупки по списку. Независимость имеет огромное значение. Важно стремиться к тому, чтобы ребенка не приходилось держать за руку, чтобы он сам носил свои деньги, создавал список покупок и выполнял его самостоятельно.
Отличие использования обучения в более натуральной среде заключается в том, что клиент получает больше контроля над проводимой сессией. Терапист не должен ходить по продуктовому супермаркету и говорить «Иди сюда…сделай это…положи их в корзину…» и т.п. Клиенту можно предоставлять право выбрать магазин, в который он отправится, список продуктов, которые он купит и т.д., а специалист должен скорее выступать в рои посредника и обеспечивать своему клиенту необходимый уровень поддержки. Такая поддержка может включать в себя наглядные материалы, подсказки, таймеры, моделирование, сигналы к переходам и т.п.
Ниже представлен другой, более подробный пример структурирования и разбивки обучающих сессий:
• Выполнение домашнего задания: ребенок должен решить три примера самостоятельно без использования карточки с просьбой о помощи.
• Самостоятельная работа: программа выполнения заданий.
• Сенсорная активность: электронная игра в бейсбол.
• Рутинные процедуры: стирка, выбор одежды на завтрашний день, глажка.
• Обучение в сообществе: составление списка покупок, подсчет необходимой для этого суммы денег, поход в магазин.
• Сенсорная активность: рисование, музыка, растяжка по методу йоги, 15-минутная прогулка по окрестностям.
• Социальное взаимодействие: настольные игры с партнерами.
• Гигиена/Уход за собой: душ, бритье лица, подстригание ногтей.
• Сенсорная активность: 20 минут игры с сенсорной коробкой.
• Навыки самопомощи: приготовление ужина по визуальному рецепту, сервировка стола.
• Выполнение рутинных процедур: уборка со стола, мытье посуды.
Источник: http://www.iloveaba.com/2013/12/older-clients-naturalistic-teaching.html
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.