План перехода аутичного ребенка во взрослую жизнь должен выстраиваться в соответствии с его надеждами, пожеланиями и стремлениями. Некоторые люди с аутизмом могут словесно высказывать свои цели и идеи в отношении их дальнейшей взрослой жизни. Такие беседы должны служить отправной точкой при построении плана перехода. Планирование перехода не ограничивается одним разговором, скорее, это процесс, который будет развиваться со временем.
Однако с точки зрения развития некоторые аутичные подростки могут оказаться неготовыми к принятию решений в отношении процесса перехода. Другие же могут не уметь выразить свои желания и потребности в отношении ближайших лет своей жизни в связи с ограниченными навыками коммуникации. Это представляет особенную проблему для семей аутичных детей, поскольку большинство родителей стремится обеспечить своего ребенка именно такой жизнью, которой он сам бы желал для себя.
Процесс перехода занимает определенное время. Для того чтобы аутичный ребенок мог принимать активное и полноценное участие в этом процессе, его необходимо обучать навыкам коммуникации, самопомощи, а также навыкам самостоятельной защиты собственных интересов.
В чем состоит навык самостоятельной защиты собственных интересов?
Большую часть жизни аутичного ребенка решения за него принимают члены его семьи или специалисты. Тем не менее, люди с аутизмом рано или поздно взрослеют. И у них возникает потребность в самостоятельном отстаивании своих интересов. Помощь аутичным подросткам в развитии подобных умений способствует процессу перехода и формированию у них навыков, которые будут приносить им пользу на протяжении всей их жизни.
Навык самостоятельной защиты собственных интересов включает в себя:
- Умение высказаться от своего имени;
- Умение обратиться с просьбой о желаемом;
- Умение участвовать в переговорах для отстаивания собственных интересов (сотрудничество с другими людьми для достижения соглашения, которое будет отвечать потребностям индивидуума);
- Знание собственных прав и обязанностей;
- Использование доступных ресурсов;
- Умение сообщить о своем заболевании, используя написанные слова, картинки или жесты.
НИКОГДА НЕ БЫВАЕТ СЛИШКОМ РАНО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА НАВЫКАМ ЗАЩИТЫ СОБСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ.
Данный навык должен обучаться на протяжении всей жизни аутичного человека. Этот процесс можно начать с обучения тому, как делать выбор. Затем постепенно подключать и более продвинутые навыки, включая ведение переговоров.
Обучение тому, как обращаться за помощью, является еще одним важнейшим шагом в развитии навыка защиты собственных интересов. Для этого ребенок должен уметь различать ситуации, в которых присутствует определенное препятствие или сложность, а затем искать помощи для решения таких проблем.
Как обучить ребенка навыкам представления и защиты собственных интересов?
В процессе обучения ребенка навыкам представления и защиты собственных интересов, как родители, так и учителя могут помогать ему в принятии решений, в объяснении сложных для них понятий и в направлении их действий. Процесс обретения подобных навыков занимает достаточно длительное время.
Существует множество возможностей для обучения навыкам представления собственных интересов в течение дня, начиная с осуществления выбора – выбора пищи, выбора занятий в свободное время и обязанностей по дому. Ниже представлены способы дальнейшего формирования предпочтений аутичного ребенка, а также его способности быть более независимым и самостоятельным:
Время различных событий: выбор ребенком того, во сколько ему вставать утром или ложиться спать вечером, когда ему стричься или ужинать.
Личные решения: выбор ребенком одежды, которую он будет носить, шампуня, который он будет использовать, или хлопьев на завтрак.
Методы обучения: выбор среды, в которой будет происходить обучение, или человека, который будет оказывать ребенку поддержку, например, «Ты хочешь позаниматься дома или в библиотеке?».
Оценивание сопровождающего персонала: интервьюирование ребенка, которому оказывает поддержку сопровождающий персонал, или же наблюдение за отношениями, установившимися между сопровождающим персоналом и ребенком.
Наем персонала: участие ребенка в выборе лиц для оказания сопровождающих услуг.
В ходе обучения аутичного подростка навыкам защиты собственных интересов следует помнить о следующих пяти этапах принятия решений:
1. Какое решение необходимо принять?
2. Какие решения можно принять?
3. Оценка каждого варианта выбора. Каковы их плюсы и минусы?
4. Выбор наилучшего варианта. Описание идеального варианта.
5. Оценка. Был ли сделан лучший выбор?
Навыки представления и защиты собственных интересов и процесс перехода.
Какой бы вариант проживания, трудоустройства и общественной жизни ни избрал аутичный подросток, навыки отстаивания собственных интересов будут иметь огромное значение для достижения поставленной цели. Существует несколько инструментов, которые могут помочь подросткам и их семьям в принятии решений в отношении желаемого развития событий в будущем, а также в построении навыков, необходимых им для высказывания своих ожиданий и пожеланий.
Человекоцентрированный подход к планированию.
Человекоцентрированный подход к планированию представляет собой текущий процесс решения проблем, который помогает людям с различными нарушениями планировать свое будущее. Как правило, проводится первоначальное собрание. Индивидуум (человек, на котором сконцентрировано планирование) может пригласить на это собрание всех, кого посчитает нужным; это может включать членов семьи, друзей, специалистов и других людей. Группа должна представлять собой сбалансированную команду, которая сможет помочь индивидууму в осознании своих целей и стремлений. Как правило, в группе назначается ведущий, который руководит ей и сосредотачивает внимание ее членов на важных моментах. Целью такого собрания является определение возможностей индивидуума в плане участия в жизни сообщества, получения работы или высшего образования, а также ведения максимально самостоятельной жизни.
Процесс человекоцентрированного планирования обеспечит аутичного подростка и его семью видением его будущего, а также некоторых определенных шагов в его достижении. Это важнейший этап, на который нужно обратить внимание до начала разработки плана перехода. Для тех семей, которые уже имеют план перехода, этот этап по-прежнему будет ценным инструментом для дальнейшей идентификации и детализации надежд и стремлений подростка.
В ходе сессий человекоцентрированного планирования следует использовать те навыки отстаивания собственных интересов, которым ребенок уже обучился. Также пользу может принести и социальная история о предстоящем собрании. Если ребенок испытывает сложности с коммуникацией, можно подготовить картинки с вариантами выбора, которые он, возможно, пожелает использовать для того, чтобы выразить свои идеи.
Существуют несколько различных доступных инструментов человекоцентрированного планирования. Ниже приводится информация о двух из них, которые были признаны наиболее эффективными.
Планирование альтернативного «завтра» (PATH: Planning Alternative Tomorrows with Hope)
PATH – это инструмент человекоцентрированного планирования, который использует графическое отображение данных для изображения желаемого будущего человека или группы людей. PATH был разработан Jack Pearpoint, John O'Brien и Marsha Forest. PATH помогает группе, которая работает с подростком, научиться «думать в обратном направлении» и разработать план будущего для ребенка. Его шаги включают в себя:
- Полярная звезда, Мечта, Видение – создайте портрет будущего, такого, каким оно будет много лет спустя.
- Цели – «Помни о будущем» - возможные и позитивные цели будущего (на год или два года вперед).
- В настоящее время – «заземление» плана – «Как это выглядит сейчас?».
- Привлечение других людей – кого необходимо привлечь к процессу для достижения целей?
- Становимся сильнее – что необходимо сделать для того, чтобы оказаться достаточно сильным для достижения поставленных целей?
- Спустя шесть месяцев – вспомним о том, что случилось за прошедшие шесть месяцев.
- Спустя один месяц – вспомним о том, что случилось за прошедший месяц.
Разработка планов действий (MAPs: Making Action Plans)
MAPs – это инструмент, который используется для помощи индивидуумам в построении и планировании своей собственной жизни. MAPs выполняет функцию компаса, который указывает в направлении позитивного будущего. MAPs начинается с истории – истории жизни человека. История отражает важные этапы в развитии и определяет надежды, связанные с будущим, а также служит в качестве основы, на которой строится весь остальной процесс.
1. Что такое MAPs?
Позволяет ведущему поприветствовать группу, сделать краткий обзор цели текущего собрания, а также дать общее описание возможных ожиданий для его участников.
2. Что такое «история» человека?
Дает всем участникам возможность сделать свой вклад в сюжет истории по мере того, как он будет разворачиваться.
3. Каковы ваши мечты?
Очень важный вопрос, который позволяет всем участникам понять, к чему они направляются, когда дело доходит до серьезной работы по развитию плана действий.
4. Каковы ваши страхи?
Ответ на этот вопрос выполняет направляющую функцию, чтобы в ходе планирования можно было применять стратегии по избеганию воссоздания и воплощения в жизнь страхов человека.
5. Кто этот человек?
«Мозговой штурм»: участников группы просят описать человека, для которого осуществляется планирование. Человека же просят послушать.
6. Какими талантами, дарованиями и сильными сторонами обладает этот человек?
Обеспечивает возможность представить многогранную картину человека, основанную на его способностях и преимуществах.
7. Что нужно этому человеку?
Участники рассматривают вопрос о том, какие люди и ресурсы потребуются для того, чтобы воплотить эту мечту в жизнь.
8. Каков план действий?
Участники на данном этапе определяют конкретные шаги, действия и ответственность за них.
Источник: http://www.autismspeaks.org/docs/family_services_docs/transition/Self-Advocacy.pdf
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.