ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Топ-10 важнейших стратегий при работе с аутичным ребенком.



Стратегии работы при аутизме
Многие специалисты, ведущие активную практику в сфере АВА, в какой-то момент времени начинают замечать некоторые сходства и закономерности в потребностях своих клиентов в зависимости от их возраста, функционального уровня и возможностей. Бытует мнение, что существуют некие определенные ключевые стратегии или вмешательства, в которых нуждаются многие семьи аутичных детей. Именно о них и пойдет речь в данной публикации.


Есть такие вещи, которые должны становиться привычной практикой и внедряться в быт каждой семьи, имеющей ребенка с аутизмом. Конечно же, в данной статье приводится несколько обобщенное представление о данном вопросе, и не всё, о чем мы будем говорить, подойдет каждому аутичному ребенку без исключения, однако, практика и опыт показывают, что эти механизмы в основном срабатывают. Аутизму присущи некоторые характерные черты, которые приводят к определенному сходству потребностей и/или проблемного поведения у аутичных людей (например, уходы из дома, отсутствующие или слабо развитые коммуникационные навыки, отсутствие навыка использования туалета и т.п.). Тем не менее, всегда существуют индивидуальные различия, которые следует учитывать.

Если бы родители начинали использовать данные механизмы еще до того, как их ребенок приступит к занятиям по программе АВА (в специальном учреждении или же в домашних условиях), они бы существенно продвинулись вперед, а их усилия были бы высоко оценены работающими с их ребенком специалистами.

Основные причины для использования данных стратегий – это облегчение и улучшение качества жизни ребенка и его семьи, снижение уровня стресса, обучение навыкам и уменьшение проблемного поведения. Построение подобной системы в домашней среде (даже без получения дополнительных услуг АВА) может значительно повлиять на способность ребенка управлять своей повседневной деятельностью и переходами, понимать ожидания от поведения, а также выражать свои желания и потребности.

Все эти стратегии активно используются в рамках большинства качественных обучающих АВА-программ. И логичным будет предположить, что раз построение подобной системы необходимо для эффективного обучения детей с аутизмом в школах, то существует потребность в реализации аналогичных схем и в домашней среде ребенка.

Специалисты рекомендуют приступать к реализации данных стратегий в наиболее раннем возрасте, однако даже если речь идет об аутичном подростке или взрослом, эти схемы все равно будут очень полезными.

Структурированность / регулярность режима в домашней среде.

Последовательность и четкое понимание того, чего можно ожидать, помогает детям с аутизмом управлять своей жизнедеятельностью в течение дня. Необходимо создать РЕГУЛЯРНУЮ ПРОЦЕДУРУ для повседневной жизни семьи и придерживаться ее. Время для игр на улице должно быть одним и тем же каждый день. Частые и значительные изменения в распорядке дня приводят к тому, что ребенок буквально тонет в проблемном поведении и истериках. Следует создавать расписание, основываясь на тех видах деятельности, которые происходят на ежедневной основе, чтобы дать ребенку возможность выучить распорядок своего дня и почувствовать, что он может контролировать окружающую среду.

Визуальное расписание.

Реализация данной стратегии будет невозможна без структурированности ежедневного распорядка дня, о котором мы только что говорили. Визуальное расписание имеет огромное значение, если вы хотите обучить ребенка самостоятельности. Как дети обучаются самостоятельному осуществлению переходов от утреннего умывания к завтраку, а затем к поездке в школу? Как часто родителям приходится давать ему инструкции: 2-3 раза в день или 85 раз в день? Случается ли так, что ребенок после завершения какой-либо деятельности просто бродит вокруг, заполняя все свободное время проблематичным поведением или аутостимуляцией? Необходимо создать визуальное расписание и использовать его, чтобы перенаправлять ребенка к участию в соответствующих занятиях. Визуальное расписание помогает детям понимать, что им необходимо сделать, и что за этим последует. Обратите внимание на то, что письменные словесные расписания не используются при работе с детьми, не умеющими читать.

Система коммуникации.

Мы неоднократно публиковали информацию об обучении коммуникационным навыкам, и это то, над чем необходимо начинать работу как можно скорее. Ребенок может общаться при помощи языка жестов, iPad, PECS и т.п. Важно, чтобы ВСЕ члены семьи  ребенка принимали данную систему коммуникации и соглашались поощрять ее использование. Если же ребенок вербален, тогда они должны поощрять его к использованию слов. Специалисты часто сталкиваются с ситуацией, когда ребенок применяет целый ряд неэффективных и слабых способов общения, и эта проблема решается довольно легко. Необходимо, чтобы все близкие ребенка начали поощрять использование единой коммуникационной системы и действовали последовательно и сообща.

Ограниченный доступ к поощрениям.

Нельзя допускать полной свободы доступа к поощрениям. Полная свобода доступа к поощрениям – это когда ребенку, обожающему мультики про Дору, позволяют сидеть и смотреть их часами каждый день; или же когда ребенок, который любит крендели, может в любое время взобраться на стол в кухне, открыть шкаф и достать их целую пригоршню. Если ребенок обладает свободным, ничем не ограниченным доступом к тем вещам, которые он «любит» больше всего, тогда ни у его родителей, ни у специалистов не останется ничего, что можно было бы использовать в качестве поощрения. Поощрения имеют критически важное значение для обучения, и когда специалист слышит, что «для нее не существует никаких поощрений», это зачастую означает, что у ребенка нет причин работать, чтобы получить что-либо, поскольку у него есть полный доступ ко всему, что он пожелает в течение дня.

Применение проактивных стратегий.

Побеги представляют собой огромную проблему для безопасности многих детей с аутизмом, особенно невербальных. С раннего возраста необходимо обучать ребенка тому, что самовольный уход – это неправильно. Помимо структурированности расписания следует также вводить некоторые правила, например: «Спроси маму прежде, чем выйти на улицу». Эффективным инструментом также является размещение визуальных наглядных материалов неподалеку от дверей, на которых будет содержаться информация вроде «остановись и спроси». Таким образом, когда ребенок подойдет к двери, он получит напоминание о том, что он не может выходить на улицу самостоятельно. Следует обучать детей тому, чтобы в такой ситуации они подходили к своим родителям и, используя привычную для них систему коммуникации (PECS, жесты, iPad и т.п.), просили разрешения «выйти на улицу». Некоторые специалисты также предлагают убирать такой наглядный материал на ночь, чтобы ребенок понимал, что он не может просить об этом в ночное время суток, или же размещать другой знак, например, «жди», чтобы пояснить ребенку, что ему придется подождать, пока не взойдет солнце, чтобы он смог выйти на улицу.

Лента или доска для выбора.

Осуществление выбора представляет собой важнейшее право, которым обладает человек, и о котором часто забывают, когда речь заходит о детях с различными нарушениями развития. Многие проблемы поведения можно уменьшить или полностью исключить, если предоставлять ребенку больше возможностей для выбора (места для сидения, фильма для просмотра, молока или сока, и т.п.). Для того чтобы помочь ребенку с осуществлением выбора, можно приготовить визуальную ленту для выбора из предпочитаемых ребенком видов деятельности, пищи или предметов. В течение дня следует неоднократно демонстрировать ребенку такую ленту и позволять ему выбрать то, чем он хотел бы заняться, что хотел бы съесть или с чем поиграть. В зависимости от особенностей конкретного ребенка такая лента может часто меняться, чтобы поощрения не наскучили ему слишком быстро. Кроме того, использование доски или ленты для выбора развивает у детей навыки сканирования и выбора из множества стимулов. Эта стратегия является очень эффективной, особенно в случае невербальных детей, поскольку вместо безуспешных попыток догадаться, чего хочет кричащий и плачущий ребенок, она дает возможность родителям получить эту информацию от него самого.

Предварительные навыки использования туалета.

Это важнейшая стратегия, в применении которой нуждаются многие семьи. Даже если ребенок еще слишком мал, чтобы начинать туалетный тренинг, или пока не готов к нему, можно приступать к работе над предварительными навыками использования туалета. Подгузники следует менять исключительно в ванной комнате, поощряя ребенка к любой помощи в одевании/раздевании, выбрасывании использованных подгузников или пеленок и мытье рук. Детей нужно обучать полной процедуре использования туалета, лишь за исключением требования сидеть на унитазе. Таким образом, ребенок познакомится с ванной комнатой и привыкнет к ней, а также обучится множеству различных навыков, которые пригодятся ему впоследствии (например, расстегивание молнии на штанах). Используйте наглядные материалы, чтобы помочь ребенку с комплексными задачами, такими как мытье рук. Если ребенок описается, желательно привлечь его к процессу переодевания, уборки, мытья рук и т.п.

Мультимодальные сенсорные предметы.

Это имеет непосредственное отношение к уменьшению повторяющегося аутостимулирующего поведения и к снижению гиперактивности. Родители детей, которые проводят буквально все свое свободное время, участвуя в аутостимуляции, часто спрашивают терапистов о том, как можно уменьшить или прекратить это поведение. Однако некоторые специалисты придерживаются мнения о том, что его нужно перенаправлять, а не прекращать. Можно разместить в квартире предметы, которыми ребенок сможет манипулировать, чтобы получить сенсорную стимуляцию, таким образом, ему не придется ходить кругами и гудеть, размахивать руками или вращаться вокруг своей оси весь день. Такими предметами могут быть фитнес-мячи, батуты, сенсорные коробки, гирлянды, музыкальные машинки, краски для рисования на теле и т.п.

Самостоятельная деятельность.

Одной из важнейших программ является программа обучения выполнению заданий. Кроме того, она обучает детей навыку проведения досуга и самостоятельности. Приходится ли родителям развлекать своего аутичного ребенка на протяжении всего дня? Если им необходимо позвонить или постирать, может ли ребенок заняться чем-либо самостоятельно? Если нет, в таком случае его необходимо обучить навыкам самостоятельной деятельности. Обустройте небольшую игровую зону, разместите в ней предметы для нескольких видов деятельности и включите таймер. Направляйте ребенка к участию в этой деятельности до тех пор, пока таймер не выключится, а затем предоставьте большое поощрение за гибкость. Через некоторые время такие занятия могут быть добавлены в ежедневное расписание, и ребенок сможет самостоятельно перекусить, убрать за собой, дважды поиграть в игровой зоне и приступить к выполнению домашнего задания.

Место для релаксации и успокоения.

Дети с аутизмом зачастую подвержены излишнему возбуждению или перестимуляции в течение дня, что приводит к истерикам, плачу, разочарованию или аутоагрессии. В таких ситуациях родители часто берут на себя ответственность за проявление подобных эмоций у детей. Это может выглядеть, например, следующим образом: взрослый берет ребенка на руки и укачивает его до тех пор, пока он не успокоится. Во-первых, это может усиливать нежелательное поведение. Во-вторых, задача состоит в том, чтобы еще в раннем возрасте научить ребенка тому, что он должен контролировать свои эмоции. Выберите тихое место в доме и разместите в нем успокаивающие и релаксирующие предметы (подушки, мохнатые шарики, стресс-мячики и т.п.). Когда ребенок огорчается или перевозбуждается, ему необходимо объяснить, что он должен успокоиться, например: «Ты плачешь и разбрасываешь игрушки. Тебе нужно успокоиться». Затем следует направить ребенка в место для релаксации и помочь ему в реализации расслабляющих стратегий, например, глубокое и медленное дыхание, счет до 5-ти и т.п. Можно также использовать наглядные материалы для того, чтобы показать ребенку, какие шаги он должен предпринять для того, чтобы успокоиться. Необходимо хвалить и усиливать любые улучшения в поведении ребенка. Спустя какое-то время родители смогут просто сказать ему, чтобы он успокоился, и он сможет самостоятельно отправиться в зону релаксации, выполнить несколько упражнений и почувствовать себя лучше. Стратегии релаксации могут использоваться где угодно, вне зависимости от места. Значение имеет не местонахождение ребенка, а обучение его самостоятельному контролю своих собственных эмоций.



Источник: http://www.iloveaba.com/2013_11_01_archive.html

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.