Имитация является одним из наиболее существенных и основных базовых навыков, над которыми АВА-специалисты работают со своими учениками. Прежде чем начинать работу над более комплексными коммуникативными навыками, социальными умениями и задачами более высокого уровня, ребенку необходимо обучиться тому, как проявлять внимание к движениям и действиям другого человека. В первую очередь, учащимся, которые занимаются по программе АВА, нужно научиться имитации. И их навык имитации должен быть достаточно беглым. Кроме того, всегда следует стремиться к тому, чтобы имитативные навыки ребенка были функциональными. Ваш ученик может имитировать ваши действия, когда вы открываете упаковку молока, создаете какой-либо художественный проект, ждете в очереди автобус, используете соответствующую жестикуляцию во время разговора и т.п. - имитация является постоянным компонентом учебного репертуара АВА. Поэтому данный навык должен быть довольно быстрым. Обучение беглости моторной имитации является прекрасным способом удостовериться в том, что ребенок полностью овладел необходимым навыком.
Ниже представлен видеоролик, демонстрирующий процесс формирования беглости навыка моторной имитации:
В данном видеосюжете внимание зрителей обращается на то, каким большим значением обладает навык моторной имитации, поскольку он очень часто используется человеком в повседневной жизни. К примеру, когда мы видим, что наши коллеги/друзья/сверстники садятся, садимся и мы; когда мы видим, что разговор умолкает, мы тоже прекращаем говорить; когда мы отправляемся на почту и точно не знаем, где нам нужно стоять, чтобы отправить посылку, мы копируем поведение других людей и встаем в очередь; и т.п. Таким образом, имитация представляет собой навык, обучение которому необходимо начинать как можно раньше.
При работе с невербальным ребенком, который склонен к истерикам, словесная просьба о том, чтобы он держал руки при себе «в замке», может оказаться абсолютно неэффективной в момент кризиса, однако, если вы покажете ребенку, как именно ему следует сложить руки, есть вероятность, что он отреагирует на это и скопирует ваше действие.
После того, как вы проведете индивидуальное обучение навыку имитации при помощи, к примеру, метода обучения отдельными блоками, можно приступать к работе над беглостью данного навыка, чтобы ребенок мог использовать его быстро и функциональным образом. То есть, необходимо стремиться к тому, чтобы при демонстрации какого-либо движения, ребенок мог отреагировать немедленно. Конечно же, это требует от ребенка внимания и готовности к сотрудничеству.
Для процесса формирования беглости навыка моторной имитации специалисту потребуется таймер или секундомер, чтобы контролировать продолжительность блока обучения (она может составлять 50 секунд, 30 секунд или любой другой промежуток времени, в зависимости от индивидуальных особенностей конкретного ребенка), поощрение, для получения которого ребенок будет работать, а также ручка и лист бумаги для записи данных (бланк). Следует сесть лицом к учащемуся таким образом, чтобы ему было легко увидеть любое произведенное вами телодвижение. Также важно понимать, что усиление предоставляется не во время обучающего блока, а после его завершения. В данном видеосюжете поощрением для девочки-подростка выступал iPod. Желательно выбирать такие поощрения, которые имеют высокую усиливающую ценность для ребенка. Это позволит ему оставаться максимально сосредоточенным на поставленных перед ним задачах.
Таким образом, специалист устанавливает таймер, и по мере того, как он демонстрирует ребенку движения для имитации, он считает вслух каждое из них. После того, как оговоренный интервал заканчивается, специалист легко может записать на бланке количество движений, которые ребенок успел повторить. Если же счет отвлекает ребенка от выполнения задания, можно использовать кликер или механический счетчик, который терапист держит в руке, нажимая на кнопку каждый раз, когда ребенку удалось правильно повторить увиденное им движение.
Очень важно проводить четкое разграничение между движениями большой и мелкой моторики. Во второй части видео демонстрируется работа тераписта над навыками мелкой моторики у ребенка. В данной ситуации пользоваться механическими счетчиками невозможно, поскольку при демонстрации движений, как правило, используются пальцы обеих рук, и поэтому специалист ведет устный подсчет выполненных движений.
Систематическое ведение подобных записей позволяет контролировать прогресс ребенка и способствует формированию беглости его навыков моторной имитации.
Источник: http://theautismhelper.com/motor-imitation-fluency-video-tutorial/
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.