ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA

Применение принципов структурированного обучения для обучения детей навыку использования туалета.


Структурированное обучение
Авторы: Susan Boswell и Debbie Gray


Многих детей с аутизмом бывает достаточно сложно обучить навыку использования туалета. Родители и педагоги перепробовали множество различных подходов к обучению ребенка самостоятельному применению этого навыка. Не все дети одинаково реагируют на одни и те же техники обучения. Метод, оказавшийся полезным и подходящим в случае одного ребенка, может оказаться неэффективным в случае другого. В данной статье собраны предложения некоторых опытных педагогов и консультантов, работающих в этой сфере программирования.



В первую очередь, перед началом работы над программой, которая поможет ребенку самостоятельно пользоваться туалетом, рекомендуется попытаться взглянуть на эту проблему с точки зрения аутичного ребенка. Во-вторых, чтобы помочь ребенку понять, чего от него ожидают, необходимо внедрить в его окружающую среду как можно больше элементов визуальной структуры. Рассмотрим некоторые из элементов Структурированного обучения, для того чтобы определить, какие именно наглядные материалы следует добавить в среду, чтобы построить необходимые процедуры, прояснить ожидания от ребенка и уменьшить вероятность возникновения противоречивых ситуаций.

Точка зрения ребенка.

Навык использования туалета зачастую является достаточно сложным в обучении даже для типично развивающихся детей. Несмотря на то, что ребенок может хорошо контролировать и чувствовать свое тело, существует множество других факторов (к примеру, социальных), которые определяют то, насколько легко ребенку удается овладеть эти навыком. Маленькие дети, как правило, не испытывают внутреннего желания изучить навык туалета. Скорее, они обучаются данному навыку, чтобы угодить своим родителям и приобрести социальный статус «большого мальчика» или «большой девочки». Такая социальная мотивация является важнейшим фактором в определении «готовности» к туалетному тренингу.

Каким образом характерные черты аутизма могут способствовать возникновению у ребенка трудностей при обучении самостоятельному использованию туалета?

1) Если ребенок испытывает трудности с пониманием и получением удовольствия от взаимных социальных отношений, это, как правило, оказывает влияние на данный процесс. В то время как другие двух- трехлетние дети будут гордиться тем, что они уже «большие», и рады угодить своим родителям, такой тип мотивации редко встречается у детей с аутизмом.

2) В связи с характерными сложностями в понимании речи и имитации моделей, аутичный ребенок может не понимать, чего именно от него ожидают в туалете.

3) Дети с аутизмом, как правило, испытывают значительные трудности с организацией информации и выстраиванием ее в определенной последовательности, а также с систематическим реагированием на релевантную информацию. По этой причине последовательное выполнение всех необходимых при использовании туалета шагов и поддержание сосредоточения на выполняемой задаче связаны для них с серьезными сложностями.

4) Кроме того, овладение навыком туалета осложняется еще и тем, что многие аутичные дети с трудом принимают какие-либо изменения. Возможно, что с точки зрения ребенка нет крайней необходимости для внесения изменений в привычную процедуру одевания и смены подгузника. После 3, 4 или 6 лет использования памперсов, данная процедура очень устойчиво закрепляется.

5) Аутичный ребенок также может испытывать трудности с обработкой сенсорной информации и установлением связи между ощущениями в теле и повседневной функциональной деятельностью. То есть, он может не знать, как «считывать» сигналы тела, которые говорят ему о том, что ему нужно воспользоваться туалетом. Он также может быть погружен в сенсорную стимуляцию, связанную с опорожнением, например (размазывание фекалий – это не редкость для детей раннего возраста, страдающих аутизмом). Ребенок также может испытать сенсорную перегрузку от окружающей среды в ванной комнате, звуков всплеска воды, от эхо, бегущей воды или от сидения на стуле «с большой дыркой посредине прямо надо водой». Кроме того, удаление одежды может также запускать преувеличенные реакции на изменение в температуре и тактильных ощущениях ребенка.

Элементы структурированного обучения.

Структурированное обучение – это термин, который используется в отношении набора инструментов для обучения/поддержки детей с аутизмом. Эти инструменты учитывают характерные особенности аутизма и используют его сильные стороны (визуальные и моторные навыки, стремление к рутинным последовательностям действий) для заполнения некоторых пробелов в академических навыках, вызванных характерными для аутизма дефицитными областями. Структурированное обучение не только способствует обучению новым навыкам, но также служит для повышения независимости и самооценки, уменьшения проблемного поведения, которое является результатом смущения, тревоги и перестимуляции. Структурированное обучение сочетает в себе использование индивидуализированной оценки, установление проактивных и адаптивных рутинных процедур, а также систематическое использование наглядных пособий для поддержки обучения.

Начальный этап: Оценка.

Если вы хотите обучить аутичного ребенка навыку использования туалета, первое, что необходимо сделать, это определить реалистичную цель, понимая, что до момента достижения полной самостоятельности при использовании туалета предстоит пройти еще долгий, долгий путь. Каждый из шагов в направлении самостоятельного посещения туалета является целью сам по себе. Необходимо наблюдать и оценивать понимание ребенком процесса использования туалета для того, чтобы выбрать правильную отправную точку.

Нужно начинать с построения позитивного и конструктивного рутинного процесса вокруг использования туалета и сбора данных о готовности ребенка к обучению расписанию или к независимому посещению туалета.

Для сбора необходимых данных в отношении готовности ребенка может быть использована простая таблица. Ребенка на регулярной основе примерно каждые 30 минут берут в ванную комнату для «быстрой проверки», и после каждой из них фиксируются данные о времени, сухости штанов и справлении малой или большой нужды.

Конечно, необязательно ждать ровно полчаса, чтобы выполнить проверку. Ребенка можно отводить в ванную каждый раз, когда есть подозрение о том, что он «намочил штаны». Через 1-2 недели начнет вырисовываться общая модель.


  • Остается ли ребенок «сухим» продолжительные промежутки времени?
  • Существует ли какая-то закономерность в справлении им малой/большой нужды?
  • Проявляет ли он какие-либо признаки понимания того, что он «промочил» или «запачкал» штаны?
  • Останавливается ли он в тот момент, когда «мочит» или «пачкает» штаны?


Ребенок, для которого на все вышеперечисленные вопросы был дан ответ «нет», вероятно, не готов к постановке такой цели, как «самостоятельное использование туалета», тем не менее, цель «установления позитивной рутинной процедуры посещения ванной комнаты» все же может быть вполне уместной.

На данном этапе также следует оценивать и другие аспекты туалетного тренинга.


  • Начинает ли ребенок придерживаться процедуры, к участию в которой его привлекают?
  • Какие у ребенка навыки одевания?
  • Демонстрирует ли он какие-либо определенные страхи или интересы, связанные с ванной комнатой (реакция на смыв, на воду, на рулоны туалетной бумаги и т.п.)?
  • Какова продолжительность его концентрации внимания?


В конце периода оценки у вас будут все данные, необходимые для установления соответствующей цели для дальнейшей работы.

Анализ задач в рамках шагов процедуры использования туалета может дать представление обо всех необходимых ребенку навыках. Оценка текущего уровня навыков на каждом из шагов анализа задач поможет выбрать реалистичную цель и напомнит о том, что не стоит пытаться работать над несколькими новыми навыками одновременно. Анализ задач может быть глобальным или очень специфическим. Каждый шаг анализа задач может быть еще более детализирован для определения этапов обучения. Примеры глобального анализа задач и более детализированного анализа задач для одного из шагов приведены ниже.

1. Зайти в ванную комнату
2. Приспустить одежду вниз:
(а) Позволить взрослому приспустить одежду на ребенке
(б) Приспустить самостоятельно от голени
(в) Приспустить от колен
(г) Приспустить от бедер
(д) Приспустить от ягодиц
(е) Приспустить от талии
3. Сесть на унитаз
4. Взять туалетную бумагу
5. Вытереться туалетной бумагой
6. Встать
7. Выбросить туалетную бумагу в унитаз / мусорное ведро
8. Натянуть одежду
9. Смыть унитаз

Система коммуникации.

Еще одним важным шагом в обучении ребенка навыку самостоятельного использования туалета является планирование способа, при помощи которого ребенок сможет инициировать данную процедуру. На начальных этапах такая инициатива может исходить от взрослого, который направляет ребенка в ванную комнату или к расписанию. Однако в конечном итоге у ребенка возникнет необходимость выражать свою потребность самостоятельно. Даже несмотря на то, что он может научиться спонтанно посещать знакомую и доступную ему ванную комнату, он нуждается в конкретном способе выражения своей потребности, чтобы иметь возможность попроситься в туалет, когда он находится за пределами немедленной доступности.

Большинство детей сначала обучаются использовать тот же инструмент коммуникации, при помощи которого взрослые обучали его навыку использования туалета. Например, если мама давала ребенку пустую корзинку для подгузников, и это означало для него, что пришло время перейти в ванную комнату и сменить памперс, ребенок может начать использовать ту же самую корзинку, чтобы дать понять своей маме, что ему нужно сменить подгузник. Или же, если в расписании у ребенка использовалась фотография туалета, чтобы сообщить ему о необходимости отправиться на горшок, та же самая фотография может стать значимым выразительным инструментом коммуникации.

Аутичный ребенок, который в некоторых ситуациях может говорить «туалет», не всегда сумеет воспользоваться этим словом в нужное время. Когда он устал, находится в незнакомом месте, с незнакомым человеком, в толпе, он простужен или же огорчен по какой-то причине – его вербальные навыки высоко уровня могут его подвести. Для ребенка, которому это свойственно, полезной может оказаться визуальная поддержка, которая (1) дает ему подсказку к слову, которое он ищет,  и (2) служит в качестве резервной системы в ситуациях, когда ребенок не может использовать устную речь.



Источник: http://teacch.com/educational-approaches/applying-structured-teaching-principles-to-toilet-training-susan-boswell-and-debbie-gray

0 коммент.:

Отправка комментария

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.