Десять причин, по которым детям с аутизмом нужна АВА-терапия.



Сторонники использования прикладного анализа поведения (ABA) в случае детей с расстройствами аутистического спектра часто аргументируют свою позицию, основываясь на научных доказательствах. Тем не менее, для родителей детей, особенно очень маленьких детей, с диагнозом аутизм, одна лишь наука не является достаточно убедительным аргументом. В данной статье мы попробуем свести многочисленные преимущества вмешательств, основанных на ABA, в «Топ-10» причин, почему аутичные дети нуждаются в АВА.


Причина 10.

Детям с аутизмом нужна ABA-терапия, потому что, по сравнению с другими методами вмешательства или лечения, существует наибольший объем научных доказательств, подтверждающих эффективность и действенность именно ABA.

Эта причина зачастую является наиболее важной причиной для поведенческих аналитиков, но для родителей детей с аутизмом - не всегда. Родители редко ссылаются на сотни, возможно, тысячи исследований, опубликованных в Журнале Прикладного Анализа Поведения и других журналах, когда их спрашивают, почему они выбрали ABA для помощи своим аутичным детям.

Исследования говорят о том, что довольно много детей с диагнозом аутизм, возможно, даже 40-50 процентов, могут достичь достаточного уровня развития навыков, чтобы обучаться в общеобразовательных классах при условии, что они получили высококачественное, интенсивное вмешательство в достаточно раннем возрасте (Helt et al., 2008; Lovaas, 1987; McEachin, Smith, Lovaas, 1993; Rogers & Vismara, 2008). В случае этих детей и их удачливых семей ABA-терапия явно «работает».

Тем не менее, ABA «работает» и для тех детей, которые никогда не смогут учиться в общеобразовательных классах. При помощи ABA они обучаются речи, различным социальным навыкам, навыкам самопомощи и т.п. Таким образом, необходимо расширить наше понимание того, что означает «действенность» той или иной терапии или метода вмешательства.

Причина 9.

Детям с аутизмом нужна ABA-терапия, потому что они принадлежат к роду человеческому.

Можно предположить, что принадлежность детей с аутизмом к роду человеческому является само собой разумеющимся фактом, но так считают не все. Существуют различные взгляды на аутизм, и некоторые из них по сути своей отрицают человечность людей с аутизмом, а также их способность к обучению.

Изначально бытовало распространенное мнение об аутизме как об ужасной, неразрешимой и неизлечимой проблеме. Данная точка зрения нашла свое отражение в первых публикациях людей, работавших с аутичными детьми, которые стали появляться в прессе в 1960 году.
Журнал «Life magazine» в 1965 году назвал детей с аутизмом «глубокими психическими калеками», «чьи умы изолированы от любых человеческих контактов» (Moser, 1965). The New Yorker в 1968 году описал аутизм как «органическое и неизлечимое» заболевание и похвалил тех, кто работает с детьми с аутизмом, потому как «они сталкиваются с существами настолько травмированными, настолько отдаленными, что психоаналитикам должно быть даже трудно признать в них себе подобных» (Gay, 1968). В той же статье говорится, что после трех лет лечения один пациент снова «стал человеком».

Другой крайностью являются образы «сверх-людей» с аутизмом, обладающих большими дарованиями и способностями, чем «неаутичные» люди. Уильям Стиллман в своей книге 2006 года «Аутизм и связь с богом: переосмысление аутизма в случаях чрезвычайной духовной одаренности», приводит такие примеры духовной одаренности и сверхъестественных талантов людей с аутизмом, как умение читать мысли других людей, телепатически общаться с людьми и животными, знание будущего, осведомленность о событиях, которые произошли до их рождения, восприятие ауры и т.п.

И где-то посередине этих крайностей находится движение неврологического многообразия, которое также принципиально пренебрегает человеческой сущностью людей с аутизмом. В своем знаменитом эссе 1993 года, под названием «Не скорбите о нас», известный блоггер Джим Синклер призывает родителей детей с аутизмом не скорбеть о детях, которым был установлен диагноз аутизм, а скорее принять роль защитников этих «пришельцев», явившихся в нашу жизнь. Он говорит, что глядя на детей с аутизмом, их родители должны думать:

«Этот ребенок - пришелец, который случайно приземлился в моей жизни. Я не знаю, кто этот ребенок, или кем он станет. Но я знаю, что это ребенок, оказавшийся в чужом мире без родителей, принадлежащих к его виду, которые смогли бы позаботиться о нем».

Стоит ли говорить о том, что фраза «без родителей, принадлежащих к его виду», просто возмутительно звучит для всех женщин, которые выносили своего ребенка под сердцем и родили его, нисколько не сомневаясь в том, что он – плоть от плоти их, и что в мире нет ни одного другого живого существа, которое принадлежит «к их виду» больше, чем их собственный ребенок. Так что совершенно неудивительно, что каждая женщина, которая родила, может обидеться на утверждение о том, что ее ребенок - «пришелец».

Таким образом, если первоначально о человеке с аутизмом говорили как о неполноценном человеке, то сегодня их скорее изображают «сверх-людьми» или людьми, которые отличаются от всех остальных.

Все три описанных подхода склонны отрицать человеческую сущность людей с аутизмом, и это очень опасно. Расстройства аутистического спектра являются лишь одним из возможных вариантов человеческого развития. Это важно, поскольку поведенческие аналитики достигли некоторого понимания того, каким образом люди учатся. Когда мы отрицаем принадлежность людей с аутизмом к человеческому племени, мы рискуем отрицать и их способность к обучению.

Причина 8.

Детям с аутизмом нужна ABA-терапия, потому что это поможет их родителям стать лучшими родителями для них.

Справедливым будет утверждение о том, что все родители хотят помочь своим детям реализовать их потенциал. Воспитание ребенка с аутизмом во многом похоже на воспитание типичного ребенка, только все, что вы знаете о воспитании типичного ребенка, должно быть возведено в высочайшую степень, чтобы вырастить ребенка с аутизмом. В данном случае уместно вспомнить термин «экстремальное воспитание», который хорошо вписывается в задачи воспитания ребенка с аутизмом. Толковый словарь английского языка Энкарта определяет экстремальные виды спорта, как «спорт, который считается более опасным и рисковым, чем обычные виды спорта, и который часто связан с опасными фокусами и трюками». Данное определение очень удачно описывает то, что требуется от родителей детей с аутизмом. Приведем несколько примеров экстремального воспитания.

Все родители в какой-то момент должны отучить своих детей от молочной смеси или грудного вскармливания и ввести натуральный прикорм, но большинство из них не нуждается в поведенческих аналитиках и специализированных программах вмешательства для обучения тому, как жевать и поглатывать кусочки курицы. Все родители помогают своим детям научиться говорить, но большинству из них не приходится целенаправленно учить своего ребенка тому, как поизносить звук «м» или «а» при помощи полного физического руководства прежде, чем они впервые услышат от своего ребенка слово «мама».

Многие родители беспокоятся о качестве образования своих детей, но немногие из них вынуждены открывать новую школу, работающую на принципах ABA, чтобы обеспечить место, где их ребенок сможет учиться.

Воспитание ребенка с аутизмом просто представляет собой крайний вариант воспитания. Все родители знают, что они оказывают влияние на жизнь своих детей, но родители детей с аутизмом должны трудиться намного больше, чтобы гарантировать, что их дети обучатся всему возможному и максимально реализуют свой потенциал.

Причина 7.

Детям с аутизмом нужна ABA-терапия, потому что она поможет им научиться спать всю ночь и пользоваться туалетом.

Спокойный сон на протяжении всей ночи (или, по крайней мере, пребывание в постели), является одним из тех навыков, которому родители должны обучить ребенка самостоятельно, так же, как и использованию туалета. Даже если ребенку обеспечена лучшая программа поведенческого вмешательства в мире, некоторые навыки требуют активного и постоянного участия родителей в учебном процессе. И важнейшую роль в этом играет сбор данных.

Сбор данных - это не точная наука, не операция на головном мозге, и данная процедура предназначена не только для профессионалов. Все родители хотят увидеть и убедиться, что их дети успешно и быстро учатся, и большинству из них достаточно просто взглянуть в табель успеваемости, чтобы проверить это. Но воспитание ребенка с аутизмом, как уже упоминалось, сродни экстремальному виду спорта, поэтому родителям аутичных детей необходимо производить сбор и мониторинг данных самостоятельно.

Многие родители имеют за спиной многолетний опыт сбора данных об использовании ребенком туалета. Они отслеживают каждое мочеиспускание, каждую дефекацию, каждую спонтанную инициативу и все связанные с этим внешние факторы. Сбор данных учит родителей распознавать ситуации, в которых ребенок, скорее всего, намочит штаны, и позволяет им эти ситуации предотвратить.

Подобные проактивные методы коррекции поведения препятствуют закреплению нежелательного поведения у ребенка. Дети, обладающие навыком использования туалета, могут вести более активный образ жизни, посещать различные места вместе со своими родителями, не переодеваясь в запасную одежду, и спокойно спать на протяжении всей ночи в сухом белье. Такой ребенок может самостоятельно сходить в туалет, когда ему это необходимо, и, возможно, это достижение для него имеет даже большее значение, чем для его родителей.

Причина 6.

Детям с аутизмом нужна ABA-терапия, потому что это лучшая защита от заниженных ожиданий общества. 

Существует множество примеров пренебрежительного отношения к аутичным детям, и зачастую они имеют отношение к школам. Но помимо системы образования также хочется упомянуть и церковь.

В общественные и благотворительные организации, работающие с семьями аутичных детей, часто приходят письма, в которых родители рассказывают ужасные, полные боли истории детей с аутизмом, которые, не имея доступа к качественному вмешательству, безрезультатно обращались за помощью в церковные общины.

Самым известным из таких случаев стал инцидент, произошедший на Среднем Западе США, когда одна из церквей запретила посещение церковных служб 13-летнему мальчику с аутизмом, семья которого использовала различные отвлекающие и «неортодоксальные» методы, чтобы успокоить его во время службы. Когда эта история попала в СМИ, развернулся скандал, а родители почувствовали себя обманутыми и преданными церковью, поскольку она отказалась «принять» их ребенка. Хотя эта история получила наибольшее внимание со стороны СМИ, она является далеко не единичным случаем, к сожалению.

Что в данной ситуации удивляет больше всего, так это чувства родителей, возникшие в связи с тем, что церковь не сумела принять поведение их ребенка с аутизмом. Пренебрежение по отношению к ребенку со стороны системы образования, к примеру, это ужасно, но особенно трагично, когда родители начинают полагать, что другие люди обязаны принимать проблемы поведения их ребенка или отсутствие у него некоторых навыков как должное.

Принять человека таким, какой он есть, не означает признать, что он не способен учиться. Скорее, как раз наоборот – когда по-настоящему принимаешь человека, необходимо верить в то, что какими бы серьезными не казались его проблемы, он сможет научиться. И благодаря ABA-терапии, он сможет научиться многому.

Причина 5.
Детям с аутизмом нужна ABA-терапия, потому что она может научить их навыкам, необходимым для установления дружеских отношений.

В случае детей с аутизмом, у которых имеются хорошие языковые навыки, АВА-терапию можно использовать для обучения социальным навыкам, необходимым для успешного взаимодействия со сверстниками. Растущее количество исследований подтверждают эффективность АВА в данной сфере, и это хорошая новость для многих аутичных детей.

Даже в случае невербальных детей, для которых речь так и остается серьезным испытанием, такие навыки, как игра в мяч, могут стать дорогой к социальному взаимодействию с нормотипичными детьми. Когда аутичный ребенок выходит на площадку поиграть в мяч, большинство детей вполне удовлетворится объяснением одного из родителей: «Мой сын не говорит много, но он хотел бы поиграть с вами в мяч», и ребенок сможет вполне «типичным» образом весело провести время в компании своих сверстников.

Причина 4.

Людям с аутизмом нужна ABA-терапия, поскольку она позволяет их родителям и учителям использовать их сильные стороны и предпочтения.

Для эффективного обучения многих детей с аутизмом большое значение имеет определение мотивационных стимулов в каждом конкретном случае. Родители и учителя внимательно наблюдают за интересами и предпочтениями ребенка, поскольку понимают важность использования всех возможностей для обучения. Подобные предпочтения можно использовать для того, чтобы мотивировать ребенка.

Сам вопрос об определении сильных сторон человека является сложным, поскольку здесь имеет значение различный угол восприятия, и то, что может быть определено как недостаток в одном случае, может оказаться сильной стороной в другом.

Одна из статей Readers Digest демонстрирует, как, в сущности, одна и та же форма поведения может быть описана очень по-разному в зависимости от отношения индивидуума к поведению. Так, например, можно отметить, как люди говорят:

Я легко доверяю. Ты наивный. Он простофиля.
Я чувствительна. Ты легко заводишься. Она невротик.
Я любознателен. Ты любопытен. Он навязчив.

Это же работает и в случае некоторых поведений, которые мы наблюдаем у людей с аутизмом.

Например,

Я люблю, чтобы все было предсказуемо. Ты зависишь от своих привычек. Он негибкий и жесткий.

Подобные крайности поведения, в общем-то, и определяют аутизм, однако, зачастую существует возможность извлечь выгоду из подобных индивидуальных особенностей. Да, DSM-IV, конечно, может говорить о «негибком соблюдении конкретных, нефункциональных процедур или ритуалов», но не все процедуры или ритуалы должны быть «нефункциональными», и обычно существует возможность превратить недостатки в сильные стороны, когда вы одеваете на себя «очки ABA» и задаетесь вопросом: «А как я могу использовать это поведение?».

Причина 3.

Детям с аутизмом нужна ABА-терапия, потому что она может научить родителей быстрому реагированию.

Поскольку дети с аутизмом испытывают трудности в обучении, очень важно, чтобы их родители достаточно хорошо ориентировались в основах поведенческого вмешательства, чтобы иметь возможность применять данные принципы и методы в домашних условиях.

Известно, что чем большее количество раз мы допускаем ошибку, тем крепче становится эта привычка. Чем чаще вы пишете слово с ошибкой, тем сильнее вы привыкаете к подобной «описке», и тем меньше вероятность, что вы сможете отличить правильное написание от неправильного. Последующее многократное совершение ошибки повышает вероятность того, что в будущем вы просто перестанете ее замечать.

Именно поэтому, говоря об обучении аутичных детей, родители должны уметь реагировать моментально, и это важно не только с точки зрения мотивации, но и с точки зрения предотвращения ошибок.

На самом деле, родители аутичных детей проводят с ними много времени, и им необходимо обучиться поведенческим методам работы с детьми, чтобы наилучшим образом использовать это время. В своей книге «Позволь услышать голос твой» Кэтрин Морис, обсуждая прогресс своей дочери, говорит Бриджит Тейлор: «Вы у меня всего десять часов в неделю», а Бриджит отвечает ей: «Да, но еще у Вас есть Вы, и Вы работаете по этой программе намного больше, чем десять часов в неделю». Неважно, сколько «часов ABA» получает ребенок, работая со специалистом. Смысл в том, чтобы АВА-терапия продолжалась и после его ухода, а люди из ближайшего окружения ребенка старались использовать каждую выпавшую возможность для обучения.

Причина 2.

Детям с аутизмом нужна ABА-терапия, потому что когда-нибудь их родителей не будет рядом.

Ни один родитель не хочет об этом думать, но в определенный момент приходится это делать. Задачей родителей аутичного ребенка является убедиться в том, что их дети обучаются навыкам, необходимым для самостоятельной и независимой жизни в обществе. Мы должны гарантировать, что они будут в состоянии поддерживать социальные связи с различными людьми помимо социальных работников и волонтеров, а также жить максимально полноценной жизнью.

Причина 1.

Детям с аутизмом нужна ABА-терапия, потому что они смогут самостоятельно защищать свои интересы.

Многие полагают, что самостоятельно защищать свои интересы и изъявлять свою волю могут только те аутичные люди, у которых хорошо развиты вербальные навыки. Однако, в действительности, умение говорить от своего имени и отстаивать свои интересы – это навык, которому можно обучиться при помощи поведенческой терапии.

Любой ребенок достоин шанса показать другим все, на что он способен, и каждый ребенок достоин шанса научиться всему, чему он может научиться. Всякий аутичный ребенок заслуживает эффективного поведенческого вмешательства, и именно от его родителей во многом зависит, сможет ли ребенок получить все то, чего он достоин.

Источник: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3196209/

0 коммент.:

Отправка комментария

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.