ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА
Семинар доктора Хенли

Поведение следования правилам: обучение детей с аутизмом первоначальному репертуару навыков следования правилам.



аутичные дети и правила
Как правило, поведение следования правилам считается неотъемлемым компонентом комплексного вербального репертуара, но оно редко становилось предметом эмпирических исследований. В частности, в рамках предыдущих исследований не было сделано попыток сформировать поведение следования правилам у людей, у которых еще не наблюдался данный репертуар.


Исследование, о котором пойдет речь в данной статье, состоит из двух экспериментов, в которых были оценены  обучающие процедуры с предоставлением множественных образцов для обучения простому навыку, необходимому для формирования репертуара следования правилам. В обоих экспериментах дети с аутизмом учились реагировать на простые правила, которые определяли предшествующие факторы и поведение, которое должно происходить в их присутствии. В первом исследовании, участников обучали реагировать на правила, содержащие инструкции формата «если…то…», в которых предшествующие факторы определялись прежде поведения. Второй эксперимент был проведен для репликации и расширения результатов первого. Он отличался тем, каким образом участникам предоставлялись правила. В конечном итоге, оба эксперимента продемонстрировали обобщение для новых правил в случае всех участников, однако некоторым из них потребовались изменения в стандартной процедуре. Результаты показывают, что навык следования правилам может быть проанализирован и обучен в качестве обобщенного оперантного поведения.

Прикладной анализ поведения - это наука, которая занимается решением проблем, связанных с социально значимым поведением, путем определения переменных факторов, от которых зависит данное поведение, что позволяет его прогнозировать и контролировать (Купер, Хирон и Хьювард, 2007). Поведением легче всего управлять, когда переменные окружающей среды, от которых оно зависит, являются очевидными и / или имеют отношение к опыту, полученному индивидуумом недавно (Скиннер, 1974). Однако в случае определенных классов поведения идентифицировать факторы, отвечающие за его возникновение, очень сложно, и, в первую очередь, речь идет о подчинении правилам. Следование правилам представляет собой поведение, которое возникает в результате контакта с правилами, описывающими обусловленную цепочку событий, а не из-за контакта с обусловленной цепочкой событий, описанной в правилах (Скиннер, 1969). Например, человек может эффективно реагировать на правило «Если выпьешь отбеливатель, ты умрешь», никогда не соприкасаясь с описанным в правиле последствием напрямую. По определению, можно следовать правилу, ни разу не испытав на себе ту последовательность, которую оно описывает.

Скиннер (1974) описал следование правилам как поведение, имеющее особое значение для существования и поддержания человеческой цивилизации. Подчинение правилам важно, поскольку оно позволяет людям эффективно себя вести, не соприкасаясь напрямую с последствиями, которые могут причинить им вред. Правила позволяют избегать опасных последствий человеческого поведения (например, правило «Посмотри в обе стороны прежде, чем пересекать улицу»). Правила также позволяют воспользоваться опытом предыдущих поколений. Законы науки являются примером таких правил (Скиннер, 1969, 1974). Например, студента университета или врача можно обучить принципу подкрепления и начать применять его немедленно. Нет необходимости каждый раз открывать для себя принцип подкрепления посредством случайного контакта с его последствиями в лабораторных условиях. То же самое можно сказать и о законах физики, биологии, химии и техники. Поэтому навык следования правилам является одним из наиболее важных, основополагающих классов поведения для человеческой цивилизации и современной жизни.

Человек, следуя правилу, должен реагировать на связи между словами, содержащимися в правиле в отношении предшествующих факторов, поведения и его следствия, а не только на смысл самих слов. Считается, что способность реагировать на условные отношения между стимулами может быть сформирована так же, как и все остальные реляционные операнты, а именно через историю подкрепления во множественных примерах. Например, родитель может сказать: «Если ты уберешь в своей комнате, то сможешь пойти поиграть», «Если ты доешь свой обед, то сможешь получить десерт», «Если ты выполнишь домашнюю работу, то сможешь поиграть в видеоигры» и так далее, на многих примерах, каждый из которых отличается, но содержит следующих два элемента, которые остаются постоянными: (1) контекстный сигнал «если…то…», и (2 ) последствие, предоставление которого зависит от соблюдения правила. После того, как произошло подкрепление достаточного количества примеров соблюдения правил, возникает обобщенное оперантное поведение в ответ на условные отношения между событиями. Таким образом, новые формы поведения и его последствия могут формироваться при помощи условия «если…то…», что позволяет ребенку реагировать соответствующим образом, несмотря на то, что он ни разу не получал подкрепление за соблюдение этого конкретного правила в прошлом.

Следует отметить, что топография контекстного сигнала (например, «если…то…») не имеет большого значения. Другими словами, одно и то же правило можно сформулировать различным образом. В следующем примере, три разных правила содержат несколько отличающиеся контекстуальные сигналы, но все они определяют одну и ту же связь: «Если ты уберешь в своей комнате, то получишь телевизор», «Сначала убери в своей комнате, а затем получишь телевизор» или «Убери в своей комнате, если ты хочешь посмотреть телевизор».

Целью данного исследования было изучение порядка формирования обобщенного навыка реагирования на простые правила у детей с аутизмом, у которых прежде не наблюдались признаки наличия данного репертуара. В частности, было проведено два эксперимента для исследования ряда различных процедур обучения на множественных примерах. Важнейшим результатом данного исследования стало обобщение навыка следования правилам, определяющим такие последствия поведения, с которыми участники исследования никогда не контактировали в прошлом.

ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты двух экспериментов свидетельствуют о том, что основные поведенческие процедуры, включая предоставление подсказок и подкрепление, в контексте обучения с использованием множественных примеров может сформировать обобщенный репертуар правильного реагирования на простые правила. Все шесть аутичных детей в двух экспериментах успешно продемонстрировали обобщенный навык следования новым правилам формата «если…то…», определяющим поведение и предшествующие условия, при которых оно возникает.

Эти результаты имеют большое значение для анализа навыка подчинения правилам как обобщенного оперантного поведения. Обобщенный анализ оперантного поведения следования правилам можно сравнить с предположением Скиннера о том, что люди следуют правилам, потому что в прошлом они получали за это подкрепление.

В дополнение к концептуальному значению полученных данных, результаты двух экспериментов имеют перспективное прикладное значение. В настоящее время практически не существует программ вмешательства для формирования навыков следования правилам у людей, которые их не демонстрируют. Нынешние два эксперимента могут представлять собой фундамент для дальнейшей работы. Будущие исследования будут необходимы, чтобы оценить процедуры обучения на множестве образов для формирования более сложных репертуаров следования правилам. Правила, используемые в данном исследовании, являлись одними из простейших возможных примеров правил, в том смысле, что они определяли только предшествующие факторы и поведение. Будущие исследования необходимы для того, чтобы изучить эффективность обучения на множестве образцов для формирования умения реагировать на правила, которые описывают все три условия трех-компонентной последовательности. Сложность правил может быть расширена путем включения дополнительных условий (например, более одного предшествующего условия, или более чем одного поведения) и / или требования от участников реакции на предыдущие и последующие факторы в зависимости от дополнительных отношений. Например, «Похлопай, если круг больше, чем треугольник» или «Похлопай, если ты сначала надел штаны, прежде чем надеть рубашку сегодня утром» (Тарбокс и соавт., 2009).

В данном исследовании существует несколько ограничений, которые достойны обсуждения. Существенным ограничением для данного исследования является тот факт, что, хотя обобщение для новых правил наблюдалось у всех участников, не было предпринято никаких попыток для оценки обобщения навыка следования тем правилам, с которыми участники сталкиваются повседневно в своей жизни. То есть, обобщение навыка основного понимания и реагирования на правила формата «если…то…» было зафиксировано, но неизвестно, произошло ли обобщение на более широкой основе. Целью настоящего исследования была не оценка обобщения полученных навыков в натурально среде, а проведение первоначальной оценки того, возможно ли при помощи процедур обучения на множественных примерах сформировать базовое поведение следования правилам, однако дальнейшие исследования должны рассмотреть этот вопрос.

Настоящее исследование доказало, что обучение на множественных примерах может быть использовано для формирования обобщенного навыка следования простым правилам, содержащим условия формата «если…то…», которые описывают предшествующие условия и поведение. Кроме того, результаты этого исследования показывают, что такой репертуар может быть успешно сформирован и у детей с аутизмом.



Источник: Rule-Governed Behavior: Teaching a Preliminary Repertoireof Rule-Following to Children With Autism. Jonathan Tarbox, Carrie K. Zuckerman, Michele R. Bishop, and Melissa L. Olive, Center for Autism and Related Disorders Denis P. O’Hora, National University of Ireland, Galway

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.