ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА
Семинар доктора Хенли

Совмещение Floortime с ABA для повышения качества обучения детей с аутизмом.


игровая терапия
Интеграция обучающих моделей, основанных на развитии, в поведенческие подходы к обучению может помочь детям с аутизмом в обобщении полученных навыков и их применении в естественной для них среде.

Разработанная доктором Стэнли Гринспеном модель терапии аутизма, основанная на развитии, индивидуальных различиях, и взаимоотношениях (DIR), направлена на улучшение значимых для ребенка социальных, эмоциональных и интеллектуальных способностей, а не на обучение отдельным навыкам и внешне приемлемому поведению.


Прикладной анализ поведения (ABA-терапия), считается золотым стандартом лечения аутизма и является проверенным методом обучения аутичных детей функциональным и когнитивным навыкам. Дети с аутизмом в ходе своего обучения нуждаются как в структурированности, так и значимости изучаемого материала. Таким образом, сочетание элементов ABA и DIR может предоставить больше возможностей для достижения успеха.

Модель, основанная на развитии, индивидуальных различиях, и взаимоотношениях (DIR)
Модель DIR, описанная доктором Гринспен и доктором Сереной Видер, делает акцент на эмоциональном развитии ребенка. Данная модель учитывает чувства ребенка, отношения и его индивидуальные особенности.

По данным Междисциплинарной Комиссии по расстройствам развития и обучения (ICDL), «DIR фокусируется на навыках ребенка во всех областях развития, включая социально-эмоциональное функционирование, общение, мышление и обучение, двигательные навыки, осознание собственного тела и внимание».

В ABA акцент делается на поведении, в то время как модель DIR основывается на эмоциях. Некоторые специалисты считают, что традиционные методы ABA-терапии включают когнитивную работу, однако, такое обучение иногда проводится в ущерб творческой, спонтанной и творческой манере игры. Метод DIR также может помочь ребенку в обобщении навыков, приобретенных в ходе обучения, построенного на принципах АВА-терапии.
Гринспен писал: «Школы, как правило, очень структурированы, и они отдают высокий приоритет вопросам послушания и установления границ, а не аспектам участия, взаимодействия, решения проблем и творческого и логического мышления».

Именно здесь может пригодиться DIR-модель. «Теперь мы понимаем, что линии раннего развития взаимосвязаны. Вместо того чтобы оценивать речевые навыки, двигательные навыки и социально-эмоциональные навыки по отдельности, мы должны смотреть на то, насколько хорошо эти способности интегрированы, и каким образом они работают вместе как единое целое», пишет Гринспен.

Floortime

Модель DIR включает в себя методику под названием «Floortime», которая основывается на следовании ребенку и позволении ему учиться, занимаясь тем, что он любит делать, таким образом, чтобы это было весело, значимо и релевантно для конкретного ребенка.

Floortime является компонентом модели DIR. Данная методика в буквальном смысле предполагает переход на пол, чтобы поиграть с ребенком на текущем уровне его развития. Совместное внимание, участие и решение проблем используется, чтобы помочь ребенку научиться мыслить абстрактно. Как только ребенок начинает взаимодействовать осознанно, он считается более подготовленным к обучению.

Родители или терапевты следуют руководству ребенка, потому как считается, что, казалось бы, внешне неважные действия могут быть значимыми в его конкретном случае. На сайте ICDL о Floortime сказано: «Вступая в мир ребенка, мы можем помочь ему научиться строить взаимоотношения содержательным, спонтанным, гибким и теплым образом».

Floortime может быть особенно эффективным в период, когда ребенку необходимо больше играть и меньше заниматься. Другим важным аспектом Floortime является то, что, как и в АВА, родители и родные, братья и сестры также принимают участие в терапии.

В DIR, как только ребенок проходит начальные стадии развития, участвуя в деятельности Floortime, терапевт разрабатывает программы, которые строятся на интересах ребенка. Это ситуации, в которых ребенок принимает эмоциональное участие в двустороннем взаимодействии, адаптированном к его индивидуальным особенностям и отличиям. На более продвинутых этапах DIR присутствуют более структурированные программы, реализуемые под руководством терапевта или родителей.

Для Floortime и DIR интересы ребенка имеют первостепенное значение, поскольку дети учатся в процессе двустороннего взаимодействия. Было доказано, что имитация и совместное внимание являются ранними признаками того, насколько хорошо дети с аутизмом будут обучаться речи и другим навыкам.

Детям необходимо играть, чтобы овладеть такими навыками, как обмен ролями, совместное использование предметов и эмпатия. Игра является основой познания, а не дополнительным компонентом вмешательства.

Совмещение преимуществ ABA и DIR.

Сочетание методов ABA и DIR может привести к эффективным результатам, поскольку ABA предполагает пошаговое обучение и четкую его структуризацию, а DIR фокусируется на отношениях, эмоциях и интересах ребенка, что позволяет детям использовать освоенные навыки спонтанно и осмысленно.

«Родителям и врачам не нужно делать выбор между взаимоотношениями с одной стороны и когнитивными и речевыми навыками с другой», писал Гринспен. «Познание, речь и социально-эмоциональное развитие строятся на одной и той же основе».

Дети с аутизмом могут работать над освоением навыков методом обучающих блоков, однако, с учетом их индивидуальных особенностей, интересов и отношений. При этом дети могут обучиться таким ценным навыкам, как выстраивание последовательности шагов, необходимых для выполнения задачи.

Независимо от используемой методики, программы должны включать постановку целей и задач, а также позволять детям с аутизмом обобщать навыки, применяя их в различных условиях окружающей среды. Обучение должно охватывать академические и когнитивные навыки, эмоциональную сферу и социальные навыки, физические упражнения, спорт и моторные навыки, навыки самопомощи и другие функциональные навыки, а также спонтанные, воображаемые и творческие игры. Кроме того, дети должны развивать отношения с людьми, осуществляющими уход за ними и обучение. Гринспен писал: «Эмоции имеют решающее значение для развития мозга. Это не просто «мило», когда ребенок увлечен взаимодействием с педагогом. Ребенок учится лучше».

Моторные и сенсорные навыки.

Работа на моторными и сенсорными навыками также должна быть важной частью терапевтической программы. Дети с аутизмом часто обладают слабыми моторными навыками и низким мышечным тонусом. Совершенствование двигательных навыков может привести к повышению успеваемости.

Например, совершенствование навыков мелкой моторики может улучшить способность ребенка к письму или использованию клавиатуры, а умение следить за мячом и хорошая координации глаз и рук может, в конечном счете, сформировать навыки, которые впоследствии пригодятся для чтения в случае детей, имеющих трудности со зрительным восприятием. Занятия спортом также могут улучшить вестибулярный аппарат и чувство тела, то есть положения частей тела в пространстве и по отношению друг к другу. На эти важные аспекты необходимо обращать внимание, поскольку аутизм часто влияет на процесс обработки сенсорной информации.



Источник: http://www.examiner.com/article/integrate-floortime-developmental-approaches-with-aba-to-enhance-learning-for-children-with-autism

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.