Дети с диагнозом «аутизм» редко овладевают навыком обращения с просьбой об информации без структурированного обучения. Исследования показали, что манипулирование побуждающими условиями, подсказки, постепенное устранение подсказок и дифференциальное подкрепление являются эффективными стратегиями обучения детей с аутизмом задавать вопросы с использованием вопросительных слов, таких как «что», «кто» и «где». На сегодняшний день не было проведено исследований, которые бы оценили эффективность процедур для обучения аутичных детей продуцированию реакций манд с использованием слова «как». Обучение манд-реакции «как» является исключительно сложной задачей, поскольку как только информация в отношении того, как сделать что-либо, предоставляется, побуждающие условия больше не присутствуют.
В одном из недавних исследований, которое будет описано в данной публикации, были изучены процедуры для обучения аутичного ребенка продуцировать реакции манд для получения информации с использованием слова «как». Результаты данного исследования имеют большое значение для клинического использования и дальнейших исследований искусственного воссоздания побуждающих условий для обучения манд-реакциям с вопросительным словом «как».
Типично развивающиеся дети часто задают вопросы (Brown, 1968). Когда задавание вопросов находится под контролем побуждающих условий, а поведение приводит к получению информации, специфической для данных побуждающих условий, такие вопросы могут быть функционально классифицированы как манд-реакции для получения информации (Michael, 1988). К сожалению, многие дети с аутизмом не могут научиться обращаться с просьбой об информации без структурированного обучения (Charlop & Milstein, 1989; Endicott & Higbee, 2007).
Предыдущие исследования доказали, что людей с расстройствами развития можно обучить навыку задавания вопросов при помощи предоставления подсказок, постепенного их устранения, цепочек поведения, дифференциального подкрепления (Bondy & Erickson, 1976; Hung, 1977; Twardosz & Baer, 1973) и просмотра видеозаписей тренингов с предоставлением фидбека (Knapczyk, 1989).
Участником исследования, о котором пойдем речь в данной публикации, стал Сэмюель, 7-летний мальчик с диагнозом аутизм, который был ему установлен независимым специалистом. Сэмюель принимал участие в полнодневной программе поведенческого вмешательства для детей с задержкой речевого развития, и у него наблюдался хорошо-сформированный репертуар манд, такт и репертуар интравербальных реакций. Он произносил фразы, состоящие из 3-6 слов, а также корректно использовал предлоги, местоимения и прилагательные. Он, как правило, использовал различные вопросительные предложения для получения информации (например, «Что это?», «Когда мы пойдем на улицу?»).
Согласно отчетам, полученным от родителей и терапистов Сэмюеля, он не продуцировал реакции манд с использованием слова «как» для получения информации или выполнения какой-либо задачи или деятельности. В таких ситуациях он обычно упорно обращался с просьбой о деятельности или предмете и изредка использовал манд-реакцию «Помоги». Сэмюель обучался в индивидуальном формате 1:1 с использованием отдельных блоков. Обучающие блоки проводились в классе и/или на детской площадке дважды в неделю. Другие дети и инструкторы присутствовали при обучении, однако не взаимодействовали с Сэмюелем во время сессий.
Учеными были разработаны шесть сценариев для вопроса «как», которые включали в себя высоко предпочитаемые ребенком виды деятельности (согласно отчетам тераписта).
Использование разнообразных сценариев позволило продолжать обучающие блоки даже после того, как побуждающие условия для получения информации о том, как выполнить задание по одному из сценариев, уже не присутствовали. Кроме того, такая организация исследования позволила проведение продолжительной оценки обобщения манд-реакций в различных обстоятельствах. Описание и демонстрация побуждающих условий, а также реакция тераписта на каждый из различных видов деятельности описаны ниже.
Сценарий
|
Описание
|
Демонстрация побуждающих условий
|
Реакция тераписта
|
Компьютер
Уоки-токи
Качели
Компьютер 2
Телевизор
Еда
|
Выключенный звук во время игры
Кнопка «Talk» не нажата
Ворота на игровую площадку закрыты
Монитор компьютера не подключен к сети
В пульте нет батареек
Шкаф с едой заперт
|
Сэмюель говорит, что он не слышит игру
Сэмюель говорит, не нажав кнопку «Talk»
Сэмюель пытается открыть ворота, просит
покататься на качелях
Сэмюель просит поиграть а компьютере /
пытается играть
Сэмюель пытается включить телевизор при
помощи пульта
Сэмюель пытается открыть запертый шкаф
|
Терапист говорит Сэмюелю, чтобы он
включил звук у компьютера
Терапист говорит Сэмюелю, чтобы он
поговорил с терапистом
Терапист говорит Сэмюелю, чтобы он
открыл ворота
Терапист говорит Сэмюелю, чтобы тот
подключил монитор
Терапист говорит Сэмюелю вставить
батарейки
Терапист говорит ему открыть замок
шкафа
|
Два раза в неделю проводился один обучающий блок по одному из сценариев. До проведения обучающих блоков оценивалось присутствие и сила побуждающих условий (Сэмюеля спрашивали, не хотел бы он принять участие в определенном виде деятельности).
В ходе базиса исследования и сбора первоначальных данных для Сценария №1 с компьютером без звука Сэмюель не продуцировал реакцию манд с использованием вопроса «Как?». В ходе реализации манд-тренинга был проведен обучающий блок. Во все последующие дни обучающий блок начинался с предоставления ребенку возможности отреагировать самостоятельно. Сэмюель начал продуцировать манд «Как?» самостоятельно после двух обучающих блоков. Дополнительные обучающие блоки для сценария с компьютером без звука не проводились, поскольку Сэмюель обучился тому, как включать звук у компьютера и делал это самостоятельно в течение следующих предоставленных возможностей.
После реализации сценария Уоки Токи Сэмюель начал самостоятельно продуцировать реакцию манд с использованием вопроса «Как?» после четырех обучающих блоков (то есть, первого первоначального блока обучения и трех блоков с предоставлением возможности для самостоятельной реакции).
Интересно, что после реализации тренинга по сценарию Уоки Токи Сэмюель самостоятельно спродуцировал реакцию манд с использованием вопросительного слова «как» уже в ходе базисного сбора первичной информации по остальным четырем сценариям, то есть до проведения обучающих блоков.
Данное исследование имеет некоторые ограничения. Поскольку наблюдение за приобретенным навыком в натуральной среде не проводилось, неизвестно, удастся ли добиться аналогичных результатов в обобщении репертуара манд для получения информации или же имеющихся реакций манд для получения информации, не включающих вопросительного слова «как».
Данное исследование не предполагало каких-либо иных процедур по обобщению приобретенных навыков, кроме реализации шести различных сценариев. Несмотря на то, что в случае Сэмюеля манд-реакция «Как?» обобщилась уже после двух сценариев обучения, другим учащимся может потребоваться большее число сценариев для обобщения данного навыка. В качестве других методов обобщения приобретенных навыков можно использовать обучение с различными инструкторами и различными образцами предметов, задействованных в сценарии (например, два различных компьютера).
В будущем также будут проведены исследования на предмет присутствия индивидуальных особенностей и характеристик, которые потенциально могут привести к дифференциальной эффективности данного вмешательства.
Источник: M. Alice Shillingsburg, Marcus Autism Center and Emory University, School of Medicine. Amber L. Valentino, Marcus Autism Center, 2011, 27, 179–184
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.