ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Этика в Прикладном Анализе Поведения. Право на эффективное поведенческое вмешательство.

Этика в Прикладном Анализе Поведения
Как и в любом другом профессиональном сообществе, в АВА разработаны этические коды и принципы. Основной задачей этих принципов является:

1. Защитить клиента/получателя услуг. При неэтичном выполнении профессиональных обязанностей страдает,прежде всего, тот человек, на решение проблем которого направлены поведенческие методы.

2. Защитить общество. Поведенческий Анализ - это мощный инструмент, посредством которого можно привести к значительным изменениям жизнь не только одного человека, но и общества.
Применяя поведенческие методы можно достичь не только успешной реабилитации людей с особенностями развития, но и стать основой превентивных мер для предотвращения заражений СПИДом, предотвратить глобальное потепление, сформировать поведение выбрасывания в мусор и переработки мусора, побудить к здоровому образу жизни, улучшить результаты обучения школьников и студентов, и прочее. Однако, неэтичное применение АВА метода в этих же сферах может привести к катастрофе, разладу, и эксплуатации слабых групп населения.

3. Защитить самого профессионала. Применяя АВА этично, профессионал защищает себя от себя самого. Будучи человеком, профессионалу свойственно ошибаться. Опираясь на этические принципы и коды, профессионал может уберечь себя от ошибочных действий, и предотвратить потенциальные проблемы.

4. Защитить дисциплину АВА. Профессионалы, которые практикуют неэтично, наносят существенный ущерб всей дисциплине. АВА в глазах многих  - это "дрессировка", "роботизация", "пренебрежение чувствами и мыслями", "жестокие методы", "использование кнутов и пряников", "работа за конфетку" и т.д. Это восприятие закрепляется, когда окружающие видят непрофессиональную работу АВА специалистов.

Профессиональное сообщество во главе с Международной Ассоциацией Поведеденческого Анализа (http://www.abainternational.org/), Международной Сертификационной Комиссией ВАСВ (http://bacb.com/) и Профессиональной Ассоциацией Поведенческих Аналитиков (http://www.apbahome.net/) разработала ряд основополагающих документов и сводов для урегулирования практики и применения принципов и методов Прикладного Анализа Поведения.

Акт "Право на эффективное поведенческое вмешательство"  - The Association for Behavior Analysis (1989). Position Statement on the Client’s Right to Effective Behavioral Treatment, излагает шесть основных принципов, на которых должна выстраиваться работа поведенческого аналитика:

1.Право на терапевтическое физическое и социальное окружение: Среда, которая обеспечивает приемлемый уровень жизни, возможности для обучения, социального взаимодействия, свободу от чрезмерных социальных и физических ограничений.

Нарушением этого пункта чаще всего является:

  • -применение физической силы для того, чтобы заставить ребенка заниматься, выполнять какие-либо задания
  • -зажимание ребенка столом во время занятий
  • -постоянные занятия за столом (в течение 3-4 часов), без возможности выйти в другую комнату
  • - ограничение обучения только на занятие со специалистом, без поддержки семьи
  • - неуважительное обращение к ребенку, дергание за руки, поворачивание лица ребенка и насильное направление взгляда на материалы

2.Лечение, главной целью которого является благополучие клиента, клиент участвует самостоятельно либо через законных представителей в разработке и реализации программ лечения. В случаях, когда осуществление лечения или отсутствие лечения, включает в себя потенциальную опасность для клиента, Комитет экспертной оценки должен определить клиническую правильность лечения, определить приемлемость программ лечения и степень, в которой они могут нарушить права человека.

Нарушением этого пункта чаще всего является конфликт интересов - специалист склонен работать над запросами родителей или учителей, а не над теми целями, которые функциональны для ребенка. Например, родители требуют "работы над речью", и специалист годами работает над вокальной имитацией, вместо того, чтобы ввести систему альтернативной коммуникации и научить ребенка общаться. Или, запрос учителя - чтобы ребенок сидел в классе и не вставал из-за парты 45 минут подряд, в то время, как с ребенком нужно работать не над продолжительным сидением в классе, а над развитием базисных навыков речи и самообслуживания. Или когда от родителей требуют начать медикаментозное лечение для уменьшения нежелательного поведения, в то время, как применение поведенческих методов коррекции будет более эффективным, и не принесет ущерба здоровью ребенка.

3.Лечение компетентным аналитиком поведения. Академические знания специалиста АВА должны включать знания о принципах обучения поведения, методах оценки, исследовательских методах и профессиональной этики, а также практического опыта. В особо сложных случаях решение о правильности поведенческого лечения может принять опытный аналитик поведения на уровне доктора наук.
Нарушением этого пункта чаще всего является:
  • практика АВА без соответствующей профессиональной подготовки
  • - практика начинающего специалиста без супервизии более опытного специалиста. 
  • - и пользование программы одного ребенка для нескольких других, без учета нужд и потребностей
  • - применение поведенческих методов без понимания лежащих в основе принципов усиления поведения, гашения поведения
  • - неправильное использование поощрений ("взятки", приведение к пресыщению, немотивационные поощрения)
4.Программы, обучающие функциональным навыкам. Увеличение способности клиента к адаптивному, независимому поведению, а также к уменьшению опасного поведения или мешающего независимого поведения.

Нарушением этого пункта чаще всего является неправильный выбор целей вмешательства. Здесь специалист сам может выбрать нефункциональные цели (например, обучение формам буквам и цифрам, в то время, как ребенок не умеет коммуницировать и пользоваться горшком). Также целью вмешательства может стать уменьшение самостимуляций, вместо обучения навыкам самостоятельной деятельности; продолжительное сидение за столом, вместо обучения навыкам функциональной коммуникации и самообслуживания; обучение нефункциональным инструкциям ("Попрыгай", "Похлопай") вместо функциональных ("Подойди ко мне", "Выбрась в мусор"); обучение сортировке по цветам и паззлам вместа коррекции опасного поведения - забираться на подоконник и открывать окно.

5.Право на оценку навыков и мониторинг прогресса. Первичная оценка, включающая интервью и измерение поведения, помогающее определить факторы, влияющие на поведение, применение и постоянная оценка данных для определения эффективности лечения.
Нарушением этого пункта чаще всего является:
  • - отсутствие предварительной оценки навыков (обучение ребенка по программе другого ребенка, обучение ребенка по массовой программе, коррекционной или обычной, без учета уровня его навыков и функциональных целей, а также возможностей окружающей среды)
  • - применение методов коррекции поведения без функциональной оценки поведения/функционального анализа
  • - отсуствие записей в процессе обучения
  • - отсутствие записей прогресса
  • - принятие решений о коррекции программы на основе рассказа о продвиижении ребенка его близкими, а не на основе данных
  • - продолжительное применение неэффективных методов обучения или коррекции
  • - отсутствие анализа собственных терапевтических действий и самокритики
6.Право на наиболее эффективное лечение. Человек имеет право на  методы лечения, эффективность которых научно доказана. Аналитик поведения должен использовать только те методы, которые эффективны. Решения по использованию потенциально ограничивающих методов принимаются в совокупности всех факторов, оценке потенциального риска, потенциальных побочных эффектов, времени необходимого для получения клинически значимого результата и последствий, которые могут возникнуть в результате задержки лечения.

Нарушением этого пункта чаще всего является:

  • - применение тех или иных методов обучения (поощрений, ослабляющих последствий) без учета побочных эффектов и нанесения потенциального ущерба здоровью ребенка. Например, постоянное использование сладостей в качестве поощрения, применение процедуры гашения поведения без учета происхождения "взрыва" и непоследовательных действий окружающих; применение порицаний или ответных действий (например, ребенок укусил педагога, и педагог кусает ребенка в ответ, чтобы "прочувствовал") без учета усиливающего или ослабляющего эффекта на поведение.
  • - применение методов обучения или реабилитации, эффективность которых не имеет доказательств в научной литературе
  • - применение реактивных методов коррекции (гашение, процедуры ослабления поведения, наказания) в отсутствие проактивных методов коррекции (поощрений за альтернативное/замещающее поведение, манипуляции предшествующими факторами)
Акт о "Правах клиента на эффективное лечение" может стать существенным подспорьем как для родителей детей, которые пользуются услугами поведенческих специалистов, так и для специалистов. Опираясь на данный основополагающий документ можно удостовериться в том, что права ребенка не нарушаются, и услуги, которые предоставляются - предоставляются наиболее эффективным и этичным способом.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.