Поведенческий анализ мотивации и ее отношение к обучению манд-реакциям (Продолжение).


побуждающие условия
В предыдущей нашей публикации речь шла об определении наличия и силы побуждающих условий, улавливание и искусственном их воссоздании. Здесь вы опишем важные манд-репертуары, которые предполагают искусственно воссозданные побуждающие условия.


Манд-реакции в отношении отсутствующих объектов.

Ценность манд-реакций для говорящего заключается в том, что с их помощью можно добиться предметов и действий или же обстоятельств, которые отсутствуют в окружающей среде. Это означает, что для оптимальной полезности манд должен возникать в отсутствии предметов или обстоятельств, которые являются подкреплением для манд-реакций; он должен возникать преимущественно под контролем побуждающих условий. Общая проблема, с которой сталкиваются многие дети с диагнозом аутизм или иными расстройствами развития, заключается в том, что они не способны обращаться с просьбой о предметах, которые физически отсутствуют в их поле зрения. Например, ребенок может уметь попросить об определенной игрушке, когда эта игрушка присутствует, но если же игрушка отсутствует, ребенку, возможно, не удастся сообщить кому-либо о том, чего он хочет. Ребенок может проявлять обобщенное поведение манд, например, тянуть взрослого куда-либо или плакать. Таким образом, многие родители обнаруживают, что играют в игру «угадай-ка», предоставляя сразу несколько игрушек, предметов или действий для того, чтобы удовлетворить ребенка.

Обучение манд может в основном состоять из предоставления предмета, который, как предполагается, является эффективным усилителем, и вопроса «Что ты хочешь?». «Правильный» ответ на вопрос в данном случае будет дан в такой же форме реакции, которая являлась подходящей для реакций такт, а социальное подкрепление за продуцирование данной реакции в качестве такт может иметь такое же больше значение для ребенка, как и получение самого предмета. Результатом данной процедуры становится функциональная связь, являющаяся частично манд, частично такт, и манд-связь может составлять ее меньшую часть. В результате устойчивая тенденция к продуцированию той же реакции в отсутствии предмета (когда такт-стимул отсутствует) может не возникнуть, даже если этот предмет является эффективной формой подкрепления. При манд-тренинге целевым репертуаром является реакция, которая преимущественно находится под контролем побуждающих условий, даже несмотря на то, что дополнительные контекстные переменные, такие как специфические условия окружающей среды или публика, могут быть важными. Обучение таким вербальным навыкам, как правило, необходимо, и оно должно проводиться в тот момент, когда побуждающие условия сильные, посредством улавливания существующих побуждающих условий или же искусственного воссоздания новых побуждающих условий (Hall & Sundberg, 1987; Sundberg, 1993; Sundberg, Loeb, Hail, & Eigenheer, 2002; Sundberg & Partington, 1998).

Манд-реакции, включающие различные части речи.

Возможно, одним из наиболее значительных аспектов анализа вербального поведения Скиннера является мысль о том, что одна и та же форма реакции может возникать в различных вербальных действиях. Например, реакция «красный» может возникать как эхо, такт, манд, интравербальная или текстуальная реакция. Контролирующие переменные различны, однако, форма реакции одна и та же. Следовательно, важным аспектом речевого тренинга является установление всех этих различных типов контроля для различных слов из словарного запаса индивидуума. Традиционная классификация существительных, глаголов, прилагательных, предлогов и т.п. представляет собой классификацию, отчасти основанную на форме реакции (в дополнение к ее функции), однако, это все же достаточно релевантно и для поведенческого анализа речи. Важный момент заключается в том, чтобы убедиться в формировании каждой из этих частей речи в рамках каждого элементарного вербального действия. Пожалуй, самой сложной из этих задач является установление данных реакций в качестве манд-реакций, поскольку они требуют, чтобы функциональный источник контроля представлял собой побуждающие условия, а не определенный стимул. Ниже представлены некоторые примеры искусственного воссоздания или улавливания релевантных побуждающих условий для обучения реакциям манд, включающим различные части речи.

Глаголы: Манд-реакции, контролируемые побуждающими условиями к движению. Например, если наблюдение за тем, как предметы скатываются вниз по наклонной плоскости, функционирует в качестве подкрепления для учащегося, инструктору следует задержать предмет в верхней части наклонной плоскости и дать подсказку, и затем дифференциально подкрепить манд-реакцию «Кати».

Прилагательные: Манд-реакции, контролируемые побуждающими условиями для специфических свойств предметов. Например, если для учащегося подкреплением выступает определенный цвет, инструктор должен дать подсказку и дифференциально усилить манд, включающий этот цвет (например, «Красная конфета»).

Предлоги: Манд-реакции, контролируемые побуждающими условиями для определенных положений в пространстве. Например, если для учащегося подкреплением выступает участие в таких играх, как прятки, инструктор должен давать подсказки и дифференциально подкреплять манд-реакции в отношении движения к определенным местам для того, чтобы спрятаться (например, «За дверью»).

Наречия: Манд-реакции, контролируемые побуждающими условиями для специфических свойств движения. Например, если для учащегося подкреплением является песня «Голова, плечи, колени и пальцы», которая поется в различном темпе, инструктор должен давать подсказки и дифференциально подкреплять реакции «Быстро» или «Медленно».

Манд-реакции в отношении информации.

Причина того, что дети с задержкой речевого развития могут испытывать трудности при овладении поведением задавания вопросов, частично заключается в том, что для многих из этих детей вербальная информация не выступает в качестве формы условного подкрепления. Любая процедура в рамках обучения данному поведению без релевантных побуждающих условий, которые придают информации ценность,  должна опираться на побуждающие условия для получения других усилителей, таких как жетоны и манипулятивные предметы, с целью установления корректной формы реакции. Однако когда форма реакции сформируется, она в действительности может оказаться под контролем этих других побуждающих условий, а не побуждающих условий, связанных с информацией в качестве усилителя. То есть, говорящий может продуцировать топографически правильное предложение с вопросительным словом, однако реакция может зависеть от наличия подкрепления, а не от увеличения ценности специфического вербального подкрепления (Michael, 1982, 1988; Skinner, 1957; Sundberg, Loeb, Hail, & Eigenheer, 2002). Выражаясь общими терминами, ребенок в действительности может не хотеть узнать ответ на свой вопрос, однако он продуцирует данное поведение для того, чтобы получить некоторую иную форму подкрепления (к примеру, внимание, жетоны). Ниже приводится несколько примеров искусственного воссоздания или улавливания побуждающих условий для обучения манд-реакциям в отношении информации.

Что? Манд-реакции, контролируемые побуждающими условиями, включающими названия предметов. Например, если учащийся видит незнакомый стимул, который он не может назвать, необходимо дать подсказку к реакции «Что это?» и дифференциально усилить ее.

Где? Манд-реакции, контролируемые побуждающими условиями, включающими местоположение людей или предметов. Например, если учащийся не может найти свою игрушечную лягушку, инструктору следует дать подсказку к реакции «Где моя лягушка?» и дифференциально усилить ее.

Кто? Манд-реакции, контролируемые побуждающими условиями, включающими информацию о конкретном человеке. Например, если учитель отдает любимую игрушку учащегося другому учителю и говорит учащемуся «Я отдал твою игрушку учителю», инструктору затем необходимо дать подсказку к реакции «У кого она?» и дифференциально усилить ее.

Когда? Манд-реакции, контролируемые побуждающими условиями, включающими информацию в отношении времени. Например, если учащийся хочет посмотреть фильм, который в настоящее время недоступен, инструктору необходимо дать подсказку к реакции «Когда мы посмотрим фильм?» и дифференциально усилить ее.

Как? Манд-реакции, контролируемые побуждающими условиями, включающими обучающую информацию или функцию предметов. Например, если учащийся не может включить какую-либо игрушку, инструктор должен дать подсказку к реакции «Как это работает?» и дифференциально усилить ее.

Почему? Манд-реакции, контролируемые побуждающими условиями, включающими причины действий или событий, а также другие объяснения поведения. Например, если инструктор продуцирует неожиданное поведение, например, останавливается во время ходьбы, а учащийся вопросительно смотрит на него, инструктор должен дать подсказку к реакции «Почему вы стоите?» и дифференциально усилить ее.

Дополнительные виды манд-реакций.

Существует множество других реакций манд, которые возникают ежедневно, и которым человека с задержкой речевого развития зачастую можно непосредственно обучить. Ниже представлены некоторые примеры таких реакций манд и определения релевантных побуждающих условий.

Общий манд, контролируемый побуждающими условиями, включающими человеческий контакт или помощь. Например, если для учащегося подкреплением выступает «Дай пять», в момент, когда присутствуют побуждающие условия, инструктор должен дать подсказку к реакции «Дай пять» и дифференциально усилить ее.

Манд, контролируемый побуждающими условиями, включающими зрительный контакт или физическую близость с другими людьми. Например, если у учащегося наблюдаются мощные побуждающие условия для получения внимания, инструктор должен дать подсказку к такой реакции, как похлопывание учителя по плечу, и дифференциально усилить ее.

Манд-реакции для устранения неприятных стимулов.

Существует несколько различных реакций манд, которые могут быть вызваны изученным аверсивным стимулом. Многие люди нуждаются в специальном обучении каждой из них («Уходи», «Не надо», «Прекрати», «Отдай это», «Оставь меня одного» и т.п.). Важно, чтобы данные реакции находились под контролем побуждающих условий, а не побуждались определенным стимулом.

Следовательно, неприятный стимул должен присутствовать во время обучения, и прерывание неприятного стимула должно быть главной формой подкрепления корректной реакции, в противном случае манд-реакция не будет возникать в натуральной среде при соответствующих обстоятельствах. Инструктор по обучению речи должен уловить или искусственно воссоздать побуждающие условия, предполагающие ценность прекращения аверсивного стимула (например, боль, застревание чего-либо, поломка чего-либо, темнота, громкий шум, слишком близкое присутствие кого-либо, сверстник, забирающий усилители и т.п.). Например, если у учащегося наблюдается поведение, проявляющееся в ударах головой, когда его игрушка застряла, инструктор должен предъявить застрявшую игрушку (например, держа ее в своих руках) и дать эхо-подсказку «Отпусти» прежде, чем начнутся удары головой. Правильные эхо-реакции следует немедленно подкреплять, а затем постепенно устранить эхо-подсказку.




Источник: A Behavioral Analysis of Motivation and its Relation to Mand Training. Mark L. Sundberg, Behavior Analysts, Inc./STARS School

0 коммент.:

Отправка комментария

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.