Как и в любом другом профессиональном сообществе, в АВА разработаны этические коды и принципы. Основной задачей этих принципов является:
1. Защитить клиента/получателя услуг. При неэтичном выполнении профессиональных обязанностей страдает,прежде всего, тот человек, на решение проблем которого направлены поведенческие методы.
2. Защитить общество. Поведенческий Анализ - это мощный инструмент, посредством которого можно привести к значительным изменениям жизнь не только одного человека, но и общества.
Применяя поведенческие методы можно достичь не только успешной реабилитации людей с особенностями развития, но и стать основой превентивных мер для предотвращения заражений СПИДом, предотвратить глобальное потепление, сформировать поведение выбрасывания в мусор и переработки мусора, побудить к здоровому образу жизни, улучшить результаты обучения школьников и студентов, и прочее. Однако, неэтичное применение АВА метода в этих же сферах может привести к катастрофе, разладу, и эксплуатации слабых групп населения.
3. Защитить самого профессионала. Применяя АВА этично, профессионал защищает себя от себя самого. Будучи человеком, профессионалу свойственно ошибаться. Опираясь на этические принципы и коды, профессионал может уберечь себя от ошибочных действий, и предотвратить потенциальные проблемы.
4. Защитить дисциплину АВА. Профессионалы, которые практикуют неэтично, наносят существенный ущерб всей дисциплине. АВА в глазах многих - это "дрессировка", "роботизация", "пренебрежение чувствами и мыслями", "жестокие методы", "использование кнутов и пряников", "работа за конфетку" и т.д. Это восприятие закрепляется, когда окружающие видят непрофессиональную работу АВА специалистов.
Профессиональное сообщество во главе с Международной Ассоциацией Поведеденческого Анализа (http://www.abainternational.org/), Международной Сертификационной Комиссией ВАСВ (http://bacb.com/) и Профессиональной Ассоциацией Поведенческих Аналитиков (http://www.apbahome.net/) разработала ряд основополагающих документов и сводов для урегулирования практики и применения принципов и методов Прикладного Анализа Поведения.
Акт "Право на эффективное поведенческое вмешательство" - The Association for Behavior Analysis (1989). Position Statement on the Client’s Right to Effective Behavioral Treatment, излагает шесть основных принципов, на которых должна выстраиваться работа поведенческого аналитика:
1.Право на терапевтическое физическое и социальное окружение: Среда, которая обеспечивает приемлемый уровень жизни, возможности для обучения, социального взаимодействия, свободу от чрезмерных социальных и физических ограничений.
Нарушением этого пункта чаще всего является:
2.Лечение, главной целью которого является благополучие клиента, клиент участвует самостоятельно либо через законных представителей в разработке и реализации программ лечения. В случаях, когда осуществление лечения или отсутствие лечения, включает в себя потенциальную опасность для клиента, Комитет экспертной оценки должен определить клиническую правильность лечения, определить приемлемость программ лечения и степень, в которой они могут нарушить права человека.
Нарушением этого пункта чаще всего является конфликт интересов - специалист склонен работать над запросами родителей или учителей, а не над теми целями, которые функциональны для ребенка. Например, родители требуют "работы над речью", и специалист годами работает над вокальной имитацией, вместо того, чтобы ввести систему альтернативной коммуникации и научить ребенка общаться. Или, запрос учителя - чтобы ребенок сидел в классе и не вставал из-за парты 45 минут подряд, в то время, как с ребенком нужно работать не над продолжительным сидением в классе, а над развитием базисных навыков речи и самообслуживания. Или когда от родителей требуют начать медикаментозное лечение для уменьшения нежелательного поведения, в то время, как применение поведенческих методов коррекции будет более эффективным, и не принесет ущерба здоровью ребенка.
3.Лечение компетентным аналитиком поведения. Академические знания специалиста АВА должны включать знания о принципах обучения поведения, методах оценки, исследовательских методах и профессиональной этики, а также практического опыта. В особо сложных случаях решение о правильности поведенческого лечения может принять опытный аналитик поведения на уровне доктора наук.
Нарушением этого пункта чаще всего является:
Нарушением этого пункта чаще всего является неправильный выбор целей вмешательства. Здесь специалист сам может выбрать нефункциональные цели (например, обучение формам буквам и цифрам, в то время, как ребенок не умеет коммуницировать и пользоваться горшком). Также целью вмешательства может стать уменьшение самостимуляций, вместо обучения навыкам самостоятельной деятельности; продолжительное сидение за столом, вместо обучения навыкам функциональной коммуникации и самообслуживания; обучение нефункциональным инструкциям ("Попрыгай", "Похлопай") вместо функциональных ("Подойди ко мне", "Выбрась в мусор"); обучение сортировке по цветам и паззлам вместа коррекции опасного поведения - забираться на подоконник и открывать окно.
5.Право на оценку навыков и мониторинг прогресса. Первичная оценка, включающая интервью и измерение поведения, помогающее определить факторы, влияющие на поведение, применение и постоянная оценка данных для определения эффективности лечения.
Нарушением этого пункта чаще всего является:
Нарушением этого пункта чаще всего является:
1. Защитить клиента/получателя услуг. При неэтичном выполнении профессиональных обязанностей страдает,прежде всего, тот человек, на решение проблем которого направлены поведенческие методы.
2. Защитить общество. Поведенческий Анализ - это мощный инструмент, посредством которого можно привести к значительным изменениям жизнь не только одного человека, но и общества.
Применяя поведенческие методы можно достичь не только успешной реабилитации людей с особенностями развития, но и стать основой превентивных мер для предотвращения заражений СПИДом, предотвратить глобальное потепление, сформировать поведение выбрасывания в мусор и переработки мусора, побудить к здоровому образу жизни, улучшить результаты обучения школьников и студентов, и прочее. Однако, неэтичное применение АВА метода в этих же сферах может привести к катастрофе, разладу, и эксплуатации слабых групп населения.
3. Защитить самого профессионала. Применяя АВА этично, профессионал защищает себя от себя самого. Будучи человеком, профессионалу свойственно ошибаться. Опираясь на этические принципы и коды, профессионал может уберечь себя от ошибочных действий, и предотвратить потенциальные проблемы.
4. Защитить дисциплину АВА. Профессионалы, которые практикуют неэтично, наносят существенный ущерб всей дисциплине. АВА в глазах многих - это "дрессировка", "роботизация", "пренебрежение чувствами и мыслями", "жестокие методы", "использование кнутов и пряников", "работа за конфетку" и т.д. Это восприятие закрепляется, когда окружающие видят непрофессиональную работу АВА специалистов.
Профессиональное сообщество во главе с Международной Ассоциацией Поведеденческого Анализа (http://www.abainternational.org/), Международной Сертификационной Комиссией ВАСВ (http://bacb.com/) и Профессиональной Ассоциацией Поведенческих Аналитиков (http://www.apbahome.net/) разработала ряд основополагающих документов и сводов для урегулирования практики и применения принципов и методов Прикладного Анализа Поведения.
Акт "Право на эффективное поведенческое вмешательство" - The Association for Behavior Analysis (1989). Position Statement on the Client’s Right to Effective Behavioral Treatment, излагает шесть основных принципов, на которых должна выстраиваться работа поведенческого аналитика:
1.Право на терапевтическое физическое и социальное окружение: Среда, которая обеспечивает приемлемый уровень жизни, возможности для обучения, социального взаимодействия, свободу от чрезмерных социальных и физических ограничений.
Нарушением этого пункта чаще всего является:
- -применение физической силы для того, чтобы заставить ребенка заниматься, выполнять какие-либо задания
- -зажимание ребенка столом во время занятий
- -постоянные занятия за столом (в течение 3-4 часов), без возможности выйти в другую комнату
- - ограничение обучения только на занятие со специалистом, без поддержки семьи
- - неуважительное обращение к ребенку, дергание за руки, поворачивание лица ребенка и насильное направление взгляда на материалы
2.Лечение, главной целью которого является благополучие клиента, клиент участвует самостоятельно либо через законных представителей в разработке и реализации программ лечения. В случаях, когда осуществление лечения или отсутствие лечения, включает в себя потенциальную опасность для клиента, Комитет экспертной оценки должен определить клиническую правильность лечения, определить приемлемость программ лечения и степень, в которой они могут нарушить права человека.
Нарушением этого пункта чаще всего является конфликт интересов - специалист склонен работать над запросами родителей или учителей, а не над теми целями, которые функциональны для ребенка. Например, родители требуют "работы над речью", и специалист годами работает над вокальной имитацией, вместо того, чтобы ввести систему альтернативной коммуникации и научить ребенка общаться. Или, запрос учителя - чтобы ребенок сидел в классе и не вставал из-за парты 45 минут подряд, в то время, как с ребенком нужно работать не над продолжительным сидением в классе, а над развитием базисных навыков речи и самообслуживания. Или когда от родителей требуют начать медикаментозное лечение для уменьшения нежелательного поведения, в то время, как применение поведенческих методов коррекции будет более эффективным, и не принесет ущерба здоровью ребенка.
3.Лечение компетентным аналитиком поведения. Академические знания специалиста АВА должны включать знания о принципах обучения поведения, методах оценки, исследовательских методах и профессиональной этики, а также практического опыта. В особо сложных случаях решение о правильности поведенческого лечения может принять опытный аналитик поведения на уровне доктора наук.
Нарушением этого пункта чаще всего является:
- - практика АВА без соответствующей профессиональной подготовки
- - практика начинающего специалиста без супервизии более опытного специалиста.
- - и пользование программы одного ребенка для нескольких других, без учета нужд и потребностей
- - применение поведенческих методов без понимания лежащих в основе принципов усиления поведения, гашения поведения
- - неправильное использование поощрений ("взятки", приведение к пресыщению, немотивационные поощрения)
Нарушением этого пункта чаще всего является неправильный выбор целей вмешательства. Здесь специалист сам может выбрать нефункциональные цели (например, обучение формам буквам и цифрам, в то время, как ребенок не умеет коммуницировать и пользоваться горшком). Также целью вмешательства может стать уменьшение самостимуляций, вместо обучения навыкам самостоятельной деятельности; продолжительное сидение за столом, вместо обучения навыкам функциональной коммуникации и самообслуживания; обучение нефункциональным инструкциям ("Попрыгай", "Похлопай") вместо функциональных ("Подойди ко мне", "Выбрась в мусор"); обучение сортировке по цветам и паззлам вместа коррекции опасного поведения - забираться на подоконник и открывать окно.
5.Право на оценку навыков и мониторинг прогресса. Первичная оценка, включающая интервью и измерение поведения, помогающее определить факторы, влияющие на поведение, применение и постоянная оценка данных для определения эффективности лечения.
Нарушением этого пункта чаще всего является:
- - отсутствие предварительной оценки навыков (обучение ребенка по программе другого ребенка, обучение ребенка по массовой программе, коррекционной или обычной, без учета уровня его навыков и функциональных целей, а также возможностей окружающей среды)
- - применение методов коррекции поведения без функциональной оценки поведения/функционального анализа
- - отсуствие записей в процессе обучения
- - отсутствие записей прогресса
- - принятие решений о коррекции программы на основе рассказа о продвиижении ребенка его близкими, а не на основе данных
- - продолжительное применение неэффективных методов обучения или коррекции
- - отсутствие анализа собственных терапевтических действий и самокритики
Нарушением этого пункта чаще всего является:
- - применение тех или иных методов обучения (поощрений, ослабляющих последствий) без учета побочных эффектов и нанесения потенциального ущерба здоровью ребенка. Например, постоянное использование сладостей в качестве поощрения, применение процедуры гашения поведения без учета происхождения "взрыва" и непоследовательных действий окружающих; применение порицаний или ответных действий (например, ребенок укусил педагога, и педагог кусает ребенка в ответ, чтобы "прочувствовал") без учета усиливающего или ослабляющего эффекта на поведение.
- - применение методов обучения или реабилитации, эффективность которых не имеет доказательств в научной литературе
- - применение реактивных методов коррекции (гашение, процедуры ослабления поведения, наказания) в отсутствие проактивных методов коррекции (поощрений за альтернативное/замещающее поведение, манипуляции предшествующими факторами)
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.