«Скажите об этом красиво», или положительный рефрейминг.


АВА-терапия
Первоисточник: Allen, R., Hastings, R.., McDermot, K., & Still, D. (2002). Factors Related to Positive Perceptions in Mothers of Children with Intellectual Disabilities. Журнал прикладных исследований в области интеллектуальных нарушений, 15(3), 269-275

Положительный рефрейминг представляет собой психологический инструмент, который может применяться в рамках стратегий Прикладного анализа поведения или АВА-терапии с целью сосредоточиться на положительных аспектах вмешательства: что ребенок должен УМЕТЬ делать, а не то, что ребенок должен ПРЕКРАТИТЬ делать. Семья рассматривается как необходимая и неотъемлемая часть сложной структуры лечения, а «преграды для терапии» рассматриваются в качестве возможностей для обучения. Несмотря на то, что многие поведенческие  аналитики и терапевты не являются учителями, большая часть их профессиональной деятельности предполагает обучение: обучение поведению, обучение семей, обучение детей.


Ваш взгляд на своих клиентов и их семьи оказывает влияние на услуги, которые вы будете им предоставлять. То, как вы будете разговаривать с упрямым или негибким родителем, определяется тем, как вы его будете воспринимать. Слова имеют силу. Негатив порождает негатив, а точка зрения «Я против Семьи ребенка» может привести исключительно к конфликтам, непониманию и обидам.

Это не является какой-то новой или необычной концепцией. Все мы еще в раннем возрасте учимся тому, что манера, в которой кто-либо говорит нам что-то, зачастую имеет намного большее значение, чем то, ЧТО именно нам говорят. Однако касается ли это правило того, как вы говорите со своими клиентами и их близкими? Представьте себе ситуацию, в которой супервизор говорит вам: «Отчеты должны передаваться мне еженедельно, каждую пятницу, и НИКАКИХ ИСКЛЮЧЕНИЙ!», и сравните это с: «Вы можете отправлять мне отчеты в понедельник, вторник, среду или четверг…на ваше усмотрение». Вот к каким разительным изменениям может привести положительный рефрейминг!

Не только всем взрослым хотелось бы, чтобы с ними взаимодействовали положительно. Попробуйте поставить себя на место вашего шестилетнего невербального клиента, которому предоставляется время для осуществления выбора («Что ты хочешь: сок или молоко? Выбери что-то одно»), или просто отдаются приказы («Пей свой сок»).

Так что, важно положительным образом выражать свои мысли, ожидания и мнение в отношении своих клиентов, чтобы вы могли оказать им полноценную профессиональную помощь и проявить заботу о них. Дети, с которыми вы работаете как специалист в области Прикладного анализа поведения, могут проявлять проблематичное, сложное и изнуряющее нежелательное поведение. Если вы принимаете решение о том, чтобы рассматривать такое поведение через негативную призму («Этот ребенок очень надоедлив»), то это повлияет на ваше с ним взаимодействие. Если же вы воспринимаете проблематичное поведение с положительной точки зрения («Этот ребенок должен научиться новым стратегиям решения проблем и самоуправления»), это действительно изменяет манеру вашего взаимодействия с этим ребенком.

Положительный рефрейминг помогает АВА-персоналу осознать, что ребенок на самом деле нуждается в помощи для того, чтобы он мог иметь лучшее будущее. Предлагаю вам подумать вот о чем: какая жизнь ждет вашего клиента через 10 лет, если он по-прежнему будет иметь такие проблемы поведения. В случае многих аутичных детей ответ на такой вопрос является очень отрезвляющим.

Иногда бывает, что семья аутичного ребенка или школьный персонал нуждаются в помощи с использованием методов положительного рефрейминга. Некоторые люди в действительности не понимают, насколько отрицательной является их речь. Многих профессионалов «передергивает», когда они заходят в школьные классы и видят такие наглядные материалы, как «НЕ ДРАТЬСЯ», «Мы не плюемся!», «ПРЕКРАТИ БЕГАТЬ» и т.д., или же цветную систематизацию поведения, в которой содержатся «красные» или «плохие» поведения. Все это экстремально негативно. Однако, учитель, который разместил эти материалы на стене в классной комнате, вряд ли намеренно хотел, чтобы они выглядели настолько отрицательными. У вас, как у профессионала в области Прикладного анализа поведения, есть прекрасная возможность помочь учителю понять суть положительного рефрейминга. Вы хотите, чтобы ребенок перестал драться? Обучите его понятию «хорошие/красивые ручки». Вы хотите, чтобы ребенок прекратил бегать по коридорам? Скажите ему, чтобы он «ходил ножками». Учитель рассказывает вам об учащемся, проявляющем множество форм проблематичного поведения, целью которого является получение внимания? Обратите его внимание на то, что этот ребенок имеет четкую социальную ориентацию (хотя это справедливо не для всех аутичных детей), и что при условии соответствующего перенаправления внимания и усиления его можно обучить тому, как просить о внимании должным образом.

Все это может показаться вам элементарными понятиями, однако в своей практике АВА-специалисты довольно часто сталкиваются с другими профессионалами или членами семьи аутичных детей, которые действительно не понимают, насколько негативно звучат их слова, и что они взаимодействуют с ребенком, основываясь на заниженных ожиданиях от их поведения. Помните о том, что усиление всегда увеличивает то, за чем оно непосредственно следует. Итак, какое же поведение клиента или его семьи вы хотите усилить: положительное или отрицательное?

Примеры положительного рефрейминга

Отрицательный взгляд
Положительный взгляд
Мама вашего клиента очень требовательная, и она критично относится к вам и к вашему плану лечения.
Мама вашего клиента увлечена процессом, и она хочет принимать максимальное участие в том, что происходит в рамках терапии ее ребенка. Это хорошая возможность для того, чтобы действительно включить родителей клиента в вашу терапевтическую модель, позволить им внести свой вклад и поработать над разрешением конфликтов.
Отец вашего клиента заявляет вам, что он не верит во всю эту «АВА-чепуху», и вам кажется, что он большой любитель споров и разногласий.
Отец вашего клиента открыто делится с вами своими мыслями и беспокойствами в отношении терапевтического процесса и вовлекает вас в диалог. Это является возможностью для работы над уважительным общением, а также для обучения отца ребенка тому, что такое Прикладной анализ поведения.
Учитель вашего клиента использует в классе систему поведенческой поддержки, которая была составлена неполноценно, и она не является поощряющей для вашего клиента.
Учитель хочет реализовать АВА-стратегии в классе для того, чтобы помочь своим ученикам…и это прекрасно! Это чудесная возможность для того, чтобы обучить и подготовить учителя, что в конечном итоге принесет пользу вашему клиенту.
Ваш клиент имеет множество проблем с поведением, которые действительно вас огорчают (например, агрессия и негибкость).
Поведение вашего клиента служит и потребностью, и функцией, и если бы ребенку были доступны более быстрые, простые и функциональные пути достижения определенных целей, он легко смог бы научиться гасить эти проблемы поведения. Это возможность для обучения ребенка новым навыкам.
Младший брат или сестра вашего клиента постоянно мешает вам проводить АВА-сессии, а также забирается в ваши игрушки и поощрения.
Младший брат или сестра вашего клиента восхищается и интересуется вами и терапевтическим процессом. Скорее всего, что он/она будет в восторге, если вы попросите его/ее присоединиться к вам. Это прекрасная возможность поработать над социальным взаимодействием, реагированием в группе или даже над поведением в игровой ситуации.




Источник: http://www.iloveaba.com/2013/11/say-it-nicely.html

0 коммент.:

Отправка комментария

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.