В 1968 году Прикладной Анализ Поведения (АВА) получил статус отдельной дисциплины. Как отдельная дисциплина, направление АВА характеризуется семью признаками, которые отличают его от других дисциплин, и определяют его суть и значимость.
Признаки АВА*
Прикладной - это признак, которым мы руководствуемся для выбора того поведения, над которым мы будем работать и его изменять. Если перед нами стоит вопрос, какое поведение нужно выбрать для усиления - пинцетный захват, или обращение с просьбой к окружающим, или чтобы ребенок различал цвета - то мы прежде всего выберем обращение с просьбой, т.к. это самый важный навык, приобретя который ребенок сможет лучше жить. В АВА работа ведется только над социально-значимыми поведениями.Поведенческий - для работы мы выбираем именно поведение. Aутичное состояние, эмоционально-волевая сфера или подкорковое развитие - все это не из области поведенческого анализа. Для коррекции мы выбираем именно поведение - кричит, просит, бегает, трясет руками, складывает паззл, и т.д. Над "не делает", "не слушается", "не смотрит", не реагирует", "с детьми не играет" - мы не работаем. Мы не будем уменьшать "не деланье" - мы будем обучать замещающим навыкам.
Аналитический - мы анализируем не поведение. Мы анализируем влияние на поведение факторов в окружающей среде и манипулируем этими факторами, для того, чтобы удостоверится, что между этими факторами и поведением есть взаимосвязь. Например, происходит какое-то поведение - "ребенок кричит". Это поведение мы можем измерить - "сколько раз в день кричит", "как долго кричит", "сколько времени проходит между одним криком и вторым".
Но мы не можем анализировать поведение в отрыве от факторов в окружающей среде. Мы наблюдаем, какие факторы происходят перед поведением- "ничего не происходит, ребенок один в комнате". Мы не торопимся сказать: "это сумашедший ребенок, у него с подкоркой что-то не так". Мы продолжаем наблюдать. После того, как ребенок закричал - в комнату входит мама, и подходит к нему и спрашивает: "Петенька, что случилось? Что ты хочешь?". Ага, говорим мы, возможно, здесь есть взаимосвязь. Пронаблюдаем еще. Видим, что каждый раз ситуация повторяется. Мы хотим удостовериться в том, что между поведением "кричит" и фактором "мама приходит" есть связь. Просим маму находиться постоянно с ребенком - видим, что ребенок не кричит вообще. Просим маму не подходить когда кричит - мама не подходит, и ребенок начинает кричать еще больше, громче, и бросаться предметами. Эти изменения в поведении ребенка говорят нам о том, что между его поведением "кричит", и появлением мамы в комнате есть взаимосвязь, и следовательно, если мы повлияем на маму (попросим ее не заходить в комнату, когда кричит) - мы повлияем на поведение ребенка, и его нежелательное поведение уменьшится.
Технологический - применять принципы и методы поведенческого анализа могут все люди. Маленькие дети их отлично применяют, без какого-либо обучения со стороны, и прекрасно манипулируют окружающими взрослыми. Но вот взрослые очень часто теряют данный навык, когда речь идет об их взаимодействии с детьми, и этих взрослых нужно этому учить. Например, маленький мальчик, который кричит - прекрасно манипулирует окружающими взрослыми, и добивается от них внимания, поощрений, ласки, и доступа к интересной деятельности. А вот обучить взрослых, что доступ к интересной деятельности, ласку, поощрения и внимание нужно предоставлять ребенку не после криков, а когда он себя хорошо ведет - вот именно этому нужно их обучать. Причем, уровень интеллектуального развития взрослых, профильное образование или докторская степень не являются показателем того, что именно это человек может применять АВА, а другие не могут. Технологический признак АВА - это признак, который показывает, что с помощью четко описанной программы действий любой человек может применять поведенческие методы обучения.
Концептуально-обоснованный - этот признак АВА говорит о том, что вся методология в АВА основывается на принципах и законах поведения. Например, метод использования поощрений основывается на принципе усиления поведения, метод использования подсказок основывается на принципе переноса контроля над поведением на релевантные предшествующие факторы, метод игнорирования поведения, функцией которого является привлечение внимания - основывается на принципе прекращения усиления или гашения поведения, и так далее. Важно помнить, что в АВА нет каких-либо методов, которые концептуально необоснованы.
Ситуация: Ребенок отвлекся - педагог хлопает в ладоши перед его лицом или тормошит его. Зачем? Почему он это делает? На каком основании? Педагог: "Чтобы привлечь ребенка?". А на каком принципе поведения основываются ваши действия? Педагог: "???" Если бы педагог знал принципы поведения, то он бы знал, что если ребенок начинает смотреть в глаза только после того, как перед ним похлопают или потормошат, он бы знал, что это приведет к зависимости. Что взгляд ребенка будет контролироваться хлопаньем, и если перед ним не хлопнут в ладоши, то он смотреть не будет. И это помешает ребенку научиться спонтанно смотреть в глаза. Здесь действует принцип "Контроля Стимулов" (Stimulus Control), и процедура, основанная на этом принципе в данной ситуации неприемлема.
Эффективный - благодаря тому, что в АВА на постоянной основе ведется сбор и анализ данных - это позволяет проводить процесс обучения эффективно. Если данные показывают нам, что ребенок уже научился различать карточки членов семьи (делает 80% правильных реакций) - это говорит о том, что пришло время начать работать над новой целью, а не "мучить" ребенка этими карточками еще год. Если данные показывают, что при применении процедуры коррекции поведения (например, порицания) для уменьшения нежелательного поведения (прыганья по диванам) нет изменений в поведении, и количесто нежелательного поведения не уменьшилось - это говорит о том, что нужно менять процедуру, и использовать другую (например, поощрять, когда ребенок спокойно сидит или играет в игрушки, или вместо дивана прыгает на батуте). После этого продолжать отслеживать процесс, и если новая процедура не помогла - снова внести коррективы и выбрать другую процедуру.
Общий - В АВА вырабатываются общие концепции, которые предназначены помочь многим людям. Если программа PECS помогает детям в Израиле научиться общаться и способствует развитию речевых навыков, то почему в России этому не случиться? Все получится и в России, и в Латвии, и в Норвегии.
Также, общий признак АВА говорит о том, что если ребенок научился какому-либо навыку в одной среде - необходимо побеспокоится о том, чтобы он обобщил этот навык и в другой среде, в повседневной жизни, и в обиходе. Если ребенок научился говорить звук "А" на занятии, но потом этот звук не использует, даже когда хочет апельсин - то это не АВА, это пустая трата времени. Применение АВА предполагает, что те изменения в поведении, которые произошли вследствие поведенческой коррекции будут постоянными и помогут человеку улучшить качество собственной жизни.
Если при применении АВА программы специалисты, родители, АВА тераписты и поведенческие аналитики будут придерживаться этих признаков, и на ежедневной основе уверяться в том, что их профессиональная деятельность соответствует этим признакам - они смогут действительно помочь тем детям с которыми они работают, и привести процесс обучения к максимальной эффективности.
*Baer, D.M., Wolf, M.M., & Risley, T.R. (1968). Some current dimensions of applied behavior analysis. Journal of Applied Behavior Analysis (JABA), 1, 91-97.
1 коммент.:
Спасибо за статью. Очень доступные объяснения!!!
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.