Наиболее распространенными видами нежелательного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра принято считать:
• Отсутствие зрительного контакта, отсутствие реакции на инструкции, негибкость
• Самостимуляция
• Падение на пол
• Побеги от взрослых
• Стремление забираться на высокую мебель
• Крики, ругательства, шум и т.д.
• Плач
• Истерики
• Разрушительное поведение
• Укусы, толчки, драчливость
• Самоагрессия
Одним из наиболее мощных инструментов для коррекции нежелательного поведения, которым могут пользоваться как специалисты, так и родители, является поведенческая психология и ее трехкомпонентная последовательность для анализа поведения (АВС-анализ):
Предшествующий фактор (ребенок не хотел заходить домой) –> Поведение (убежал от родителей) –> Последствие (приход домой откладывается во времени, а за ребенком бегут родители)
Существует множество разнообразных причин возникновения нежелательного поведения, и первоочередной задачей родителей является их определение при помощи данной трехкомпонентной последовательности. Для начального анализа лучше выбрать 1-2 формы нежелательного поведения и фиксировать, какие события предшествуют его возникновению и какие события происходят непосредственно после него.
Как правило, нежелательное поведение помогает ребенку привлечь внимание взрослых, получить доступ к желаемым предметам или деятельности или же, наоборот, избежать неприятных для него занятий. Нежелательное поведение также может быть своего рода развлечением для детей (самостимуляция, разрушительное поведение, высокая мебель). В определении предшествующих факторов вам также поможет понимание того, что, как правило, у детей отсутствуют альтернативные навыки для того, чтобы получить такой же усилитель, который они получают путем проблематичного поведения (например, отсутствие навыка обращения с просьбой).
Что такое усиление?
• Усиление – это ВСЕГДА что-либо, что увеличивает поведение
• Усилением может быть получение доступа к «хорошим» вещам – игрушкам, деятельности, вниманию и т.д.
• Выговор и негативное внимание иногда также являются усилителями для аутичных детей
• Усилением может быть избавление от неприятных или «плохих» вещей – требований, инструкций, укладывания в постель, одевания ботинок и др.
• Усиление повышает как положительное, так и негативное поведение
• Большинство эпизодов усиления происходит незапланированно и естественным путем
Как изменить проблематичное поведение?
1. Определение причины негативного поведения (трехкомпонентная последовательность АВС-анализа)
2. Предотвращение (работа с предшествующими факторами)
3. Обучение и усиление альтернативного, желательного поведения
4. Изменение последствий после нежелательного поведения
Рассмотрим эти этапы на конкретном примере. Представим, что иногда ваш ребенок сильно шумит, сбрасывает предметы со стола, отбирает игрушки у других детей, чтобы привлечь ваше внимание, беспокоится, плачет.
Шаг №1: Попробуйте определить, почему ребенок так себя ведет. Что происходит после этого? Предположим, что таким образом он пытается привлечь к себе ваше внимание.
Шаг №2: Определите время и условия окружающей среды, в которых существует наибольшая вероятность того, что такое поведение возникнет, а затем перепланируйте свою связанную с этими факторами деятельность (например, разговоры по телефону, оплата счетов и т.д.). Запланируйте такие виды деятельности, в которых сможет принять участие и ваш ребенок.
Шаг №3: Обучите ребенка желательному поведению и усиливайте его на постоянной основе.
Шаг №4: Игнорируйте нежелательное поведение, не оказывайте ребенку внимания уже во время его проявления. Однако, будьте предельно внимательными в случае опасного или самоагрессивного поведения. В данном случае речь идет о нежелательном поведении, которое не представляет собой угрозу для ребенка или окружающих его людей.
Во время игнорирования нежелательного поведения старайтесь не смотреть на ребенка (внимание!), не показывайте эмоций на лице, не спорьте с ним и не разговаривайте (внимание!), не демонстрируйте свой гнев (внимание!), увлеченно займитесь какой-нибудь деятельностью или просто уйдите от ребенка в другую комнату. Предоставьте малышу немного внимания немедленно после того, как негативное поведение прекратилось.
Важные аспекты коррекции нежелательного поведения
• Убедитесь, что нежелательное поведение НИКОИМ ОБРАЗОМ не подкрепляется
• Не обещайте ребенку усилители, «если он прекратит…»
• Не показывайте ему усилитель (шоколадку, игрушку и т.д.) во время проявления им нежелательного поведения
• Не пытайтесь «уговорить» ребенка успокоиться, это является, по сути, проявлением внимания, а значит усилением
• Оставайтесь спокойными и неэмоциональными, не вступайте в ссору или физическую борьбу
• Удовлетворяйте потребности ребенка до того, как его проблематичное поведение заставит вас это сделать
• Избегайте ситуаций, которые предположительно могут вызвать у ребенка тревогу или раздражение (длительный поход за покупками, поздний уход в постель и т.д.)
• Начинайте эту программу коррекции поведения в окружающей среде, которую вы можете контролировать (не в магазине, не в церкви и прочее)
• Обучите других членов семьи тому, как работает эта технология
Источник: http://www.marksundberg.com/downloads.htm
• Отсутствие зрительного контакта, отсутствие реакции на инструкции, негибкость
• Самостимуляция
• Падение на пол
• Побеги от взрослых
• Стремление забираться на высокую мебель
• Крики, ругательства, шум и т.д.
• Плач
• Истерики
• Разрушительное поведение
• Укусы, толчки, драчливость
• Самоагрессия
Одним из наиболее мощных инструментов для коррекции нежелательного поведения, которым могут пользоваться как специалисты, так и родители, является поведенческая психология и ее трехкомпонентная последовательность для анализа поведения (АВС-анализ):
Предшествующий фактор (ребенок не хотел заходить домой) –> Поведение (убежал от родителей) –> Последствие (приход домой откладывается во времени, а за ребенком бегут родители)
Существует множество разнообразных причин возникновения нежелательного поведения, и первоочередной задачей родителей является их определение при помощи данной трехкомпонентной последовательности. Для начального анализа лучше выбрать 1-2 формы нежелательного поведения и фиксировать, какие события предшествуют его возникновению и какие события происходят непосредственно после него.
Как правило, нежелательное поведение помогает ребенку привлечь внимание взрослых, получить доступ к желаемым предметам или деятельности или же, наоборот, избежать неприятных для него занятий. Нежелательное поведение также может быть своего рода развлечением для детей (самостимуляция, разрушительное поведение, высокая мебель). В определении предшествующих факторов вам также поможет понимание того, что, как правило, у детей отсутствуют альтернативные навыки для того, чтобы получить такой же усилитель, который они получают путем проблематичного поведения (например, отсутствие навыка обращения с просьбой).
Что такое усиление?
• Усиление – это ВСЕГДА что-либо, что увеличивает поведение
• Усилением может быть получение доступа к «хорошим» вещам – игрушкам, деятельности, вниманию и т.д.
• Выговор и негативное внимание иногда также являются усилителями для аутичных детей
• Усилением может быть избавление от неприятных или «плохих» вещей – требований, инструкций, укладывания в постель, одевания ботинок и др.
• Усиление повышает как положительное, так и негативное поведение
• Большинство эпизодов усиления происходит незапланированно и естественным путем
Как изменить проблематичное поведение?
1. Определение причины негативного поведения (трехкомпонентная последовательность АВС-анализа)
2. Предотвращение (работа с предшествующими факторами)
3. Обучение и усиление альтернативного, желательного поведения
4. Изменение последствий после нежелательного поведения
Рассмотрим эти этапы на конкретном примере. Представим, что иногда ваш ребенок сильно шумит, сбрасывает предметы со стола, отбирает игрушки у других детей, чтобы привлечь ваше внимание, беспокоится, плачет.
Шаг №1: Попробуйте определить, почему ребенок так себя ведет. Что происходит после этого? Предположим, что таким образом он пытается привлечь к себе ваше внимание.
Шаг №2: Определите время и условия окружающей среды, в которых существует наибольшая вероятность того, что такое поведение возникнет, а затем перепланируйте свою связанную с этими факторами деятельность (например, разговоры по телефону, оплата счетов и т.д.). Запланируйте такие виды деятельности, в которых сможет принять участие и ваш ребенок.
Шаг №3: Обучите ребенка желательному поведению и усиливайте его на постоянной основе.
Шаг №4: Игнорируйте нежелательное поведение, не оказывайте ребенку внимания уже во время его проявления. Однако, будьте предельно внимательными в случае опасного или самоагрессивного поведения. В данном случае речь идет о нежелательном поведении, которое не представляет собой угрозу для ребенка или окружающих его людей.
Во время игнорирования нежелательного поведения старайтесь не смотреть на ребенка (внимание!), не показывайте эмоций на лице, не спорьте с ним и не разговаривайте (внимание!), не демонстрируйте свой гнев (внимание!), увлеченно займитесь какой-нибудь деятельностью или просто уйдите от ребенка в другую комнату. Предоставьте малышу немного внимания немедленно после того, как негативное поведение прекратилось.
Важные аспекты коррекции нежелательного поведения
• Убедитесь, что нежелательное поведение НИКОИМ ОБРАЗОМ не подкрепляется
• Не обещайте ребенку усилители, «если он прекратит…»
• Не показывайте ему усилитель (шоколадку, игрушку и т.д.) во время проявления им нежелательного поведения
• Не пытайтесь «уговорить» ребенка успокоиться, это является, по сути, проявлением внимания, а значит усилением
• Оставайтесь спокойными и неэмоциональными, не вступайте в ссору или физическую борьбу
• Удовлетворяйте потребности ребенка до того, как его проблематичное поведение заставит вас это сделать
• Избегайте ситуаций, которые предположительно могут вызвать у ребенка тревогу или раздражение (длительный поход за покупками, поздний уход в постель и т.д.)
• Начинайте эту программу коррекции поведения в окружающей среде, которую вы можете контролировать (не в магазине, не в церкви и прочее)
• Обучите других членов семьи тому, как работает эта технология
Источник: http://www.marksundberg.com/downloads.htm
4 коммент.:
Здравствуйте! У меня ребенок очень часто просит повторить за ним слова или выражения,причем повторить надо в определенном тоне,можно повторить один раз спокойно,но ему это не понравится и надо повторить опять ,пока ему понравится тон,но я в этот момент спокойно уже делать это не могу и или повышаю голос,потому что меня это нервирует или замолкаю! реакция агрессивная или истерика или бьет себя руками по коленкам и животу,лицу! далее следует "зачем ты так сказала,а не так" на вопрос почему он устраивает истерику отвечает "ты не так сказала",главное все понимает,говорит сам про себя "он устраивает истерику" но справиться с этим не может,так же как и мы. Это,пожалуй,самый нервирующий факт,с которым мы справиться не в состоянии! Расскажите как с этим справляться? Следуя вышеперечисленным правилам,а,главное!!!!! как на это реагировать! Это,на данный момент,самая огромная проблема! Спасибо!
Юлия, для того, чтобы выбрать правильную методику коррекции нежелателього поведения ОБЯЗАТЕЛЬНО требуется оценка функции поведения. Т.е. специалист должен сначала понять, каким образом поддерживается и усиливается поведение, и только потом порекомендовать методы коррекции. Отсюда, нужно начать вести записи, а потом показать эти записи специалисту, чтобы он их проанализировал. И только потом он сможет сказат, как реагировать правильно.
Мой сын иногда на собак на улице реагирует спокойно, максимум может озвучить ей "Пока-пока", но иногда пытается убежать, приходится удерживать силой, иначе рискует попасть под машину, спровоцировать атаку собаки на бегущего. Никакой связи между мастью/размерами/породой/лохматостью и т.д. нет.
Получается, что абсолютное равнодушие я не смогу соблюсти - приходится физически удерживать ребенка, удовлетворить потребности до (а потребность уйти) тоже не могу - собака может выйти из-за угла, приходится уговаривать/успокаивать и так далее, раз за разом усиливая реакцию. Что делать в таком случае?
Спасибо!
С уважением, Оксана
В данном случае может помочь метод систематической десенсибилизации
http://autism-aba.blogspot.co.il/2010/06/blog-post_08.html#more
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.