Несмотря на то, что словосочетание «функциональная оценка поведения» (FBA) то и дело встречается в различных публикациях, посвященных АВА и детскому аутизму, многие читатели остаются в неведении относительно точного определения данного понятия.
Представляем Вашему вниманию краткий обзор понятия функциональной оценки поведения, однако следует иметь в виду, что одной опубликованной в блоге статьи не может быть достаточно для всестороннего и полного понимания настолько широкой и важной темы.
Что же представляет собой функциональная оценка поведения?
Мы дадим 2 определения функциональной оценки поведения. Первое из них принадлежит Сертификационной Комиссии Поведенческих Аналитиков, которая ответственна за сертификацию поведенческих аналитиков, известных также как ВСВА и ВСаВА. В соответствии с руководящими принципами данной организации, FBA определяется следующим образом:
«Функциональная оценка включает в себя различную систематическую деятельность по сбору информации о факторах, влияющих на возникновение поведения (например, предшествующие факторы, последствия, определяющие события или мотивационные операции), в том числе интервью, прямое наблюдение, и экспериментальный анализ».
Второе определение заимствовано из Технического Центра Помощи по Социальному и Эмоциональному Развитию. Они определяют FBA как:
«Функциональная поведенческая оценка включает в себя сбор данных, наблюдение и информацию, которые необходимы для формирования четкого понимания взаимосвязи событий и обстоятельств, которые вызывают и поддерживают проблематичное поведение».
От чего зависит «хороший функциональный анализ поведения»?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, следует более внимательно рассмотреть определения FBA, в которых обе вышеперечисленные организации выделяют фактические компоненты оценки.
1. Информация. Обе организации описывают сбор данных или систематический сбор информации как один из компонентов FBA. Таким образом, хорошая функциональная оценка поведения состоит из собранных данных. Как правило, поведенческие аналитики подключают еще и графики данных, таким образом, читатели могут получить более четкое представление о поведении.
2. Факторы, оказывающие влияние. Оба определения включают важность нахождения факторов, событий или обстоятельств, связанных с поведением. Таким образом, хорошая функциональная оценка будет включать в себя список событий, мероприятий, ситуаций, людей или материалов, которые связаны с поведением.
3. Наблюдение. Оба определения четко указывают наблюдение как деятельность, происходящую в процессе FBA. Таким образом, хорошая FBA будет включать в себя наблюдение за поведением учащегося. Хотя команда ребенка по ИПО обсуждает результаты FBA в ходе заседания, на самом деле FBA не проводится в течение заседаний по ИПО, поскольку непосредственное наблюдение за поведением учащихся должно происходить в домашней или школьной обстановке, то есть в такой окружающей среде, где целевое поведение проявляется.
4. Поведенческие триггеры. Оба определения описывают, как предшествующие факторы или события и обстоятельства запускают поведение. Хорошая функциональная оценка будет включать в себя подробные описания событий, которые вызывают поведение или предшествуют ему.
5. Усиление поведения. Оба определения описывают последующие факторы, которые усиливают или поддерживают проблематичное поведение. Таким образом, хорошая FBA четко указывает на события, объекты и действия, которые поддерживают или усиливают проблематичное поведение. Большинство оценок определяет это как «функцию» поведения.
Каковы функции (или усилители) проблематичного поведения?
В рамках FBA эксперт определяет предметы, события и мероприятия, благодаря которым поведение поддерживается. Большинство экспертов соглашаются в том, что поведение может возникать по 8 различным причинам или же любым комбинациям этих причин:
1. Получение доступа к предпочитаемым объектам
2. Получение доступа к предпочитаемым видам деятельности
3. Получение доступа к вниманию
4. Получение доступа к сенсорному подкреплению, несоциальному подкреплению или автоматическому подкреплению
5. Избегание нежелательных объектов
6. Избегание нежелательных видов деятельности
7. Избегание внимания
8. Избегание сенсорного подкрепления, несоциального подкрепления или автоматического подкрепления
Данные функции поведения могут встречаться в любых сочетаниях. Например, учащийся может избежать нежелательной деятельности (времени обучения), чтобы получить доступ к вниманию (его отправляют на тайм-аут в угол). Другой учащийся может хлопать в ладоши (что зачастую считается поведением в поисках сенсорного удовольствия), чтобы избежать нежелательного взаимодействия с учителем. Можно привести еще множество примеров самых разнообразных комбинаций функций поведения.
Таким образом, если ваш ребенок получает функциональную оценку поведения в рамках своей программы, не забудьте прочитать завершающий отчет, чтобы убедиться в том, что: в документе были представлены данные, в качестве компонента оценки было реализовано наблюдение, оказывающие влияние факторы были выявлены и описаны, поведенческие триггеры перечислены, а также была названа соответствующая функция или функции проблематичного поведения.
Источник: https://appliedbehavioralstrategies.wordpress.com/2011/11/15/what-is-an-fba/
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.