ABA-терапия и обучение опорным навыкам (PRT).


обучение опорным навыкам
Прикладной анализ поведения (ABA-терапия) является общим термином для широко используемых научных методов модификации поведения. Тем не менее, данный термин часто ошибочно ассоциируется с одним из методов ABA-терапии, известным как Обучение отдельными блоками (DTT).

ABA терапия основана на том принципе, что воздействие на реакцию, связанную с конкретным поведением, дает возможность сформировать и контролировать данное поведение. ABA-терапия представляет собой смесь психолого-педагогических методов, которые разработаны с учетом потребностей каждого конкретного ребенка с целью изменить его поведение. ABA предполагает использование поведенческих методов для измерения поведения, обучения функциональным навыкам и систематического оценивания прогресса.

Эффективность методов ABA-терапии для решения проблем в поведении детей с расстройствами аутистического спектра (ASD) различной степени тяжести была доказана во многих исследованиях. ABA-терапия включает в себя такие подходы, как обучение опорным навыкам (PRT), систему обмена изображениями PECS, самоуправление, а также ряд техник по обучению социальным навыкам, и все они имеют принципиальное значение для обучения детей с аутизмом. Конечной целью является нахождение способа мотивирования ребенка, а также использование ряда различных стратегий и методов положительного подкрепления для того, чтобы обучающие сессии были для ребенка приятными и продуктивными.

Цель АВА-программ, особенно программ обучения опорным навыкам (PRT), заключается в расширении и приобретении речевых, игровых и социальных навыков, а также в уменьшении поведения, которое препятствует обучению. Результаты могут быть впечатляющими. Многим детям с аутизмом, у которых наблюдалось устойчивое ритуальное поведение или аутоагрессия, удается уменьшить или устранить эти поведения.

Обучение опорным навыкам (PRT)

Обучение опорным навыкам (PRT), также называемое обучением опорным или ключевым реакциям, является одним из видов поведенческого вмешательства при аутизме. Ведущие сторонники обучения опорным навыкам при помощи опубликованных исследований доказали, что развитию навыков, прежде всего, способствует два «опорных» поведенческих навыка: мотивация и способность реагировать на несколько сигналов. Исследования показали, что развитие данных навыков приводит к общему улучшению поведения у детей с расстройствами аутистического спектра.

Первоначальные попытки лечения аутизма были в основном неудачными, а в 1960-х годах исследователи начали акцентировать свое внимание на поведенческих вмешательствах. Линн и Роберт Когель предположили, что, если сосредоточить основные усилия на определенных ключевых реакциях, вмешательство может оказаться более успешным и эффективным. По их мнению, формирование подобного опорного поведения приведет к повсеместному улучшению в других областях навыков. Метод обучения опорным реакциям (PRT) основан на убеждении, что аутизм представляет собой гораздо менее тяжелое расстройство, чем первоначально предполагалось.

Две основных области при обучении опорным навыкам включают мотивацию и инициативу к осуществлению какой-либо деятельности. Три остальных сферы касаются самоуправления, чувств и умения реагировать на несколько сигналов или стимулов одновременно. Для обучения таких ключевых навыков, как очередность, коммуникация и речь, используется игровая среда. Данный тренинг контролируется ребенком: ребенок делает выбор, который определяет ход терапии. Особое внимание уделяется также роли родителей в качестве первичных посредников вмешательства.

Эффективность обучения опорным реакциям была доказана во многих исследованиях, и они активно проводятся и в настоящее время. Метод обучения ключевым навыкам специально предназначен для повышения мотивации ребенка к участию в процессе обучения новым навыкам. Данный метод включает в себя конкретные стратегии, такие как:

- четкие инструкции и вопросы, предоставляемые терапевтом
- выбор стимулов, производимый самим ребенком (на основе вариантов выбора, предлагаемых терапевтом)
- сессии поддерживания  ранее освоенных задач и навыков
- прямое подкрепление (выбранный стимул является подкреплением)
- подкрепление причин целенаправленных попыток продуцирования правильной реакции
- обмен ролями, позволяющий моделирование и установление подходящего темпа взаимодействия

Метод обучения опорным навыкам представляет собой натуралистический метод обучения, который является достаточно структурированным, чтобы помочь детям овладевать сложными навыками в игровом процессе, и в то же время достаточно гибким, чтобы позволять детям оставаться творческими в их игре. Ребенок может получать подкрепление как за каждый игровой шаг, так и за несколько шагов. Терапевт имеет возможность моделировать более сложные игры и предлагать новые идеи игры. Исследования показывают, что дети с аутизмом, которые с точки зрения развития уже готовы обучиться символической игре, при помощи данного метода могут обучиться спонтанному, творческому игровому поведению с другим взрослым на уровне, соответствующем его возрастным сверстникам.

Тренинг взаимной имитации.

Тренинг взаимной имитации (RIT) является вариацией обучения опорным навыкам. Тренинг взаимной имитации был разработан с целью обучения маленьких детей с аутизмом навыкам спонтанной имитации в игровой среде, однако данная техника вмешательства также приводит к увеличению участия ребенка в воображаемых играх. Тренинг взаимной имитации предназначен для поощрения взаимной имитации игровых действий между терапевтом и ребенком.

Данная процедура включает в себя неожиданную симуляцию, в которой терапевт имитирует действия и вокализации ребенка. Исследование показало, что аутичные дети младшего возраста обучились подражательной игре со взрослым с помощью этой процедуры, и данные игровые навыки обобщились для новых условий окружающей среды, терапевтов и материалов.

Кроме того, у детей наблюдалось увеличение социального поведения, такого как скоординированное внимание после тренинга взаимной имитации, что дает основание полагать, что и подражательная, и спонтанная игра приобрела для ребенка социальные качества.

ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА метода обучения опорным навыкам:

- Способствует обобщению навыков в тех областях, обучение в которых не производилось.
- Повышает мотивацию.
- Приносит удовольствие как ребенку, так и терапевту и родителям.
- Содействует управлению поведением и обучению новым поведениям.
- Уменьшает нежелательное поведение.
- Содействует лучшей и более функциональной коммуникации.


Источник: http://www.autism.net.au/Autism_ABA.htm

0 коммент.:

Отправка комментария

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.