Жетонная система поощрений является удивительной. Эта система подкрепления позволяет терапистам и родителям видеть любовь к работе у детей и поддерживать желательное поведение в течение длительного промежутка времени без необходимости предоставлять ребенку мощные усилители каждые несколько минут. Это является важным условием успешной работы в классе и может быть индивидуализировано в соответствии с потребностями каждого ребенка. Однако, как и в случае с другими режимами подкрепления, необходимо быть готовым к тому, что в определенный момент времени потребуется постепенно устранить жетонную систему поощрений.
Это чрезвычайно трудная задача, особенно психологически. Потому как, когда вы наконец нашли схему, которая работает, и постепенно начинаете добиваться желаемых результатов с ней, мысль об изменении сложившейся системы работы кажется вам просто глупой. Это можно понять. Но ни поведенческие специалисты, ни педагоги специального образования, ни родители ребенка не хотят, чтобы ребенок оставался зависимым от этих систем подкрепления всю свою последующую жизнь. Представьте себе, что вы до сих пор нуждаетесь в помощи вашей мамы, чтобы завязать шнурки, или же вам нужен кто-то, кто смог бы разрезать ваш хот-дог. Это было бы как минимум странно. Работа педагогов, терапистов и другого персонала, задействованного в обучении аутичного ребенка, заключается в том, чтобы дети становились как можно более самостоятельными и максимально обобщали полученные навыки.
Вот один из примеров использования стандартной жетонной системы поощрения.
Она отлично подходит для тех детей, которые нуждаются в структуре и визуализации, для того чтобы обучиться новым навыкам, поддерживать желательное поведение и способность к самостоятельной работе.
Но прежде, чем мы попадем в зависимость от того, насколько комфортно работать с ребенком, когда разработана грамотная схема жетонного поощрения, предлагаем вам ознакомиться со схемой постепенного ухода от данной системы подкреплений. Потому что, вероятно, вы с трудом можете представить себе аутичного взрослого, который просит у всех «звездочку» каждый раз, когда сделает что-то хорошо или правильно. Ниже приводится пример успешного перехода от классической жетонной системы поощрений к системе «10-ти черточек» (которая является менее навязчивым и более «типичным» способом учета подкрепления):
1. Переход к доске для написания маркерами.
2. Устранение изображения усилителя.
3. Переход от 5-ти звездочек к 10-ти звездочкам.
4. Переход от звездочек к горизонтальным линиям в виде черточек.
5. Отказ от клеточек.
6. Два рабочих пространства в виде вертикальной линии, каждая из них для 5-ти горизонтальных.
7. 10 черточек до усилителя.
Не стоит полагать, что такой переход может быть осуществлен в течение одного дня или недели. В данном случае речь идет именно о постепенном уходе от классической жетонной системы поощрений, а не о разрушении всей отработанной, но хрупкой схемы. Этот процесс происходит постепенно, и спешка в данном случае неприемлема. Успехов!
Источник: http://theautismhelper.com/fading-token-economies/
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.