В самом простом понимании, поведение - это
любое действие, которое выполняет человек. В более широком смысле, поведение -
это любое действие живого организма, которое можно объективно наблюдать и
измерить.
Скиннер, пионер поведенческого анализа, определяет поведение как
"Поведение - это движение организма или его частей тела в рамках
соотношения с внешними предметами или факторами" (Skinner, "The Behavior of Organisms", 1938).
Другими словами, все, что мы делаем или
делает ребенок - это поведение:
·
Ест
· Пьет
· Спит
· Кричит
· Рисует
· Играет
· Моет руки
· Дерется
· и т.д.
· Пьет
· Спит
· Кричит
· Рисует
· Играет
· Моет руки
· Дерется
· и т.д.
Но для того, чтобы понять лучше, что такое
поведение - нужно определить, что такое "не поведение".
В поведенческом анализе существует такое понятие как " тест мертвого человека". Все, что может "делать" мертвый человек - не является поведением. То есть, все, что человек НЕ делает, и остается пассивным - это не поведение.
Например:
·
Не слушается родителей
·
Не реагирует на обращения сверстников
·
Не смотрит в глаза
·
Не плачет, когда ударился
Все эти примеры отражают "не
поведение", и для того, чтобы поведенческий аналитик мог изменить
существующее положение, ему необходимо понимать, какое поведение должно
возникать в этих ситуациях.
Например, вместо того, чтобы решать
проблему "непослушного ребенка", который не выполняет требования
родителей, и уменьшать поведение "непослушания" (которое, на самом
деле, не является поведением), поведенческий аналитик обучает ребенка выполнять
инструкции с помощью поведенческих методов, которые будут представлены в
последующих главах.
К понятию "не поведения"
относятся также черты характера или общие определения. Например, "ленивый
ребенок" - это не поведение. "Аутичный ребенок" - это тоже не
поведение. Такими понятиями, как "радостно отреагировал", или
"аутичное поведение" невозможно оперировать в поведенческом анализе.
Для того, чтобы можно было им оперировать - необходимо определить само поведение,
которое является единицей анализа, точную форму поведения, и те факторы в
окружающей среде, которые влияют на поведение.
Следует также помнить, что
"поведение" - это собирательный термин. Любое поведение можно разбить
на некоторое количество составляющих его отдельных мелких действий - реакций.
Например, поведение "Пить" можно
разбить на несколько реакций:
·
Взять стакан в руку
·
Поднести стакан ко рту
·
Наклонить
·
Сделать глоток
·
Отнять стакан от рта
Реакции, из которых состоит любоеповедение - от простого (пить) до комплексного (вести беседу), и являются самой
мелкой единицей анализа, и их можно наблюдать и измерить по нескольким
параметрам. На объективном измерении реакций, составляющих поведение,
основывается Прикладной Анализ Поведения как научная дисциплина.
Реакция, как физическая величина, может
измеряться по нескольким параметрам:
1. Момент во времени - как быстро появляется
реакция. Например, ребенка позвали по имени - как быстро он отреагировал и
подошел. Прозвучал звонок на перемену - как быстро ребенок поднялся и вышел из
класса.
2. Продолжительность во времени -
как долго длится реакция. Например, ребенок смотрит в глаза - как долго он
удерживает взгляд. Ребенок сидит во время занятий - как долго он может сидеть
на стуле, перед тем как вскочит со стула и начнет бегать по комнате.
3.
Повторяемость во времени -
одиночная реакция может повторяться. Например, ребенок плюется - он плюется 5
раз в течение занятия. Ребенок кушает котлету - он накалывает вилкой кусочек
котлеты и повторяет это действие столько же раз, сколько у него кусочков
котлеты на тарелке.
На основе этих измеряемых параметров
поведенческий аналитик может изменить поведение в том направлении, в котором
это необходимо. Например, уменьшить количество раз, когда ребенок плюется, или
увеличить продолжительность сидения за столом, или уменьшить время реакции, и
научить ребенка быстрее реагировать на обращение или быстрее выполнять
инструкции.
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.