В случае проявления проблемного поведения важно начинать работать над ним как можно раньше, поскольку обычно поведение у аутичных детей очень быстро закрепляется в виде привычки, набирает интенсивность, и со временем становится крайне трудно его изменить.
Как правило, подходы к управлению таким поведением являются комплексными и включают в себя решение основных физических проблем со здоровьем, а также поведенческую и образовательную поддержку с целью обучить ребенка основным навыкам и самоуправлению. Волшебного лекарства, решающего все проблемы сразу, не существует, но были разработаны несколько простых и эффективных подходов, которые могут быть полезными для семьи и специалистов.
Стратегии подкрепления положительного поведения зарекомендовали себя как эффективные во многих исследованиях. В качестве альтернативы им, как правило, люди прибегают к использованию ослабления/наказания, которое предполагает, что нежелательное поведение уменьшится, если у ребенка что-нибудь забрать (например, убрать любимую игрушку) или сделать что-либо неприятное (наругать). Хотя ослабление/наказание может сработать немедленно, было доказано, что оно является неэффективным методом в долгосрочной перспективе и может вызывать агрессивное поведение, создавать схему дополнительного нежелательного поведения, а также отражаться на отношениях воспитателя или родителей с ребенком. Для поддержания улучшений в поведении, его подкрепление и обратная связь крайне необходимы.
Когда существует несколько линий нежелательного поведения, в первую очередь важно установить приоритеты. Сначала целевым поведением можно определить такое поведение, которое является опасным, или же в качестве целевых навыков принять такие, приобретение которых может улучшить ситуацию сразу в нескольких поведенческих сценариях. Однако всегда помните, что устанавливаемые цели должны быть реалистичными и значимыми. Начинайте идти к ним небольшими шагами. Невербальный ребенок вряд ли научится говорить полными предложениями в одночасье, но если показ карточки «Я хочу перерыв», когда ему нужно встать из-за стола, позволяет ему сделать это, удерживая от сбрасывания предметов со стола, это уже станет огромным достижением.
Ваш план или план команды поведенческих специалистов должен отвечать четырем основным критериям:
- Ясность: информация о программе, ожидания и процедуры должны быть понятны ребенку, его семье, сопровождающему персоналу и членам команды;
- Слаженность: команда, члены семьи и другие участники программы должны находиться «на одной странице» в отношении разработки и внедрения вмешательств и подходов, а также должны стремиться к одинаковым ожиданиям и наградам.
- Простота: поддержка должна быть простой, практичной и доступной, таким образом любой из членов семьи или команды может успешно ее оказать. Если вы не понимаете или не можете осуществлять сложную, предложенную вам поведенческую программу, немедленно скажите об этом.
- Продолжительность: даже когда поведение улучшилось, очень важно продолжать обучение и поддержку, чтобы и дальше помогать вашему ребенку в приобретении большего числа адаптивных навыков и расширении репертуара желательного поведения.
Важно осознавать, что многие навыки требуют немалого количества времени для их развития, а в некоторых случаях, когда вы работаете с нежелательным поведением ребенка, оно на некоторое время может даже усилиться, прежде чем станет лучше. Будьте реалистичными с самого начала. Это помогает понять, что вы приносите пока небольшие, но значимые изменения в жизнь ребенка и всей семьи. Создание реалистичных целей означает, что они эффективны.
Обратите внимание на окружающую среду. Если вы понаблюдаете за поведением ребенка, как правило, вы сможете заметить, что проблемное поведение с большей вероятностью происходит в определенное время, с определенными людьми или при специфических обстоятельствах.
Ниже перечисленные стратегии поддержки положительного поведения должны быть адаптированы в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.
- Хвалите сильные стороны и успехи ребенка: говорите ему, что именно он сделал хорошо, и что вам понравилось. Старайтесь предоставлять позитивную обратную связь намного чаще, чем негативную обратную связь и коррекцию поведения («Отлично! Как хорошо ты положил посуду в раковину!»).
- Уважайте и слушайте ребенка: вы должны внимательно относиться к вещам, которые он сообщает вам, вербально или посредством его выбора или действий.
- Наделите ценностью его переживания и эмоции: не отмахивайтесь от страхов ребенка и не говорите ему не волноваться. Его эмоции очень реальные. Помогите ему обречь в слова то, что он чувствует. («Я знаю, что ты не любишь пауков. Я вижу, что тебе страшно сейчас», или «Я вижу, что ты сердишься оттого, что наши планы изменились»).
- Убедитесь в том, что ваши ожидания от поведения ребенка совершенно четкие, и постарайтесь объяснить их ему словами, картинками, фотографиями или видеомоделями.
- Настройте его на успех: иногда принимайте одно слово вместо полного предложения в качестве правильного ответа. Дайте ему ложку и тарелку побольше, что позволит ему быть аккуратнее за столом. Купите ботинки на липучках, если завязывание шнурков является слишком трудной для него задачей. Дайте ему возможность быть успешным.
- Игнорируйте нежелательное поведение: не допускайте ситуаций, когда крик ребенка позволяет ему избежать или прекратить процедуру чистки зубов, или когда укусы помогают ему добиться покупки любимых конфет. Стойте не своем. И убедитесь в том, что все участники поведенческой программы действуют последовательно и согласованно в этих вопросах.
- Дифференцируйте задачи: сделайте что-нибудь веселое, мотивирующее или то, что хорошо получается у вашего ребенка. Затем дайте ему более сложную задачу.
- Ставьте перед ним задачи, соответствующие его уровню обучения, чтобы избежать чувства постоянных неудач или скуки.
- Давайте ребенку возможность сделать выбор, но в пределах определенных параметров: «Что ты хочешь сделать в первую очередь: сначала покушаешь или сначала порисуешь?».
- Обеспечьте ему доступ к перерывам: научите ему просить о перерыве доступным ему способом (слова, карточки и т.д.), чтобы он мог использовать этот инструмент и не прибегал для этого к нежелательному поведению.
- Организуйте систему усиления, которая станет для ребенка предсказуемым и простым процессом подкрепления его желательного поведения.
- Иногда позволяйте ему находиться в местах и заниматься деятельностью, которую он любит, если это является безопасным и не беспокоит окружающих.
- Награждайте гибкость и самоконтроль: «Я знаю, как ты хотел пойти в бассейн сегодня, я и сама была очень удивлена, что он закрыт. За твою гибкость и спокойную реакцию на то, что наши планы изменились, давай-ка поедим мороженого!».
- Используйте положительную манеру речи: говорите, что бы вы хотели, чтобы ребенок сделал, и избегайте фраз «Нет!» или «Не надо делать...».
Источник: http://www.autismspeaks.org/family-services/tool-kits/challenging-behaviors
Как правило, подходы к управлению таким поведением являются комплексными и включают в себя решение основных физических проблем со здоровьем, а также поведенческую и образовательную поддержку с целью обучить ребенка основным навыкам и самоуправлению. Волшебного лекарства, решающего все проблемы сразу, не существует, но были разработаны несколько простых и эффективных подходов, которые могут быть полезными для семьи и специалистов.
Стратегии подкрепления положительного поведения зарекомендовали себя как эффективные во многих исследованиях. В качестве альтернативы им, как правило, люди прибегают к использованию ослабления/наказания, которое предполагает, что нежелательное поведение уменьшится, если у ребенка что-нибудь забрать (например, убрать любимую игрушку) или сделать что-либо неприятное (наругать). Хотя ослабление/наказание может сработать немедленно, было доказано, что оно является неэффективным методом в долгосрочной перспективе и может вызывать агрессивное поведение, создавать схему дополнительного нежелательного поведения, а также отражаться на отношениях воспитателя или родителей с ребенком. Для поддержания улучшений в поведении, его подкрепление и обратная связь крайне необходимы.
Когда существует несколько линий нежелательного поведения, в первую очередь важно установить приоритеты. Сначала целевым поведением можно определить такое поведение, которое является опасным, или же в качестве целевых навыков принять такие, приобретение которых может улучшить ситуацию сразу в нескольких поведенческих сценариях. Однако всегда помните, что устанавливаемые цели должны быть реалистичными и значимыми. Начинайте идти к ним небольшими шагами. Невербальный ребенок вряд ли научится говорить полными предложениями в одночасье, но если показ карточки «Я хочу перерыв», когда ему нужно встать из-за стола, позволяет ему сделать это, удерживая от сбрасывания предметов со стола, это уже станет огромным достижением.
Ваш план или план команды поведенческих специалистов должен отвечать четырем основным критериям:
- Ясность: информация о программе, ожидания и процедуры должны быть понятны ребенку, его семье, сопровождающему персоналу и членам команды;
- Слаженность: команда, члены семьи и другие участники программы должны находиться «на одной странице» в отношении разработки и внедрения вмешательств и подходов, а также должны стремиться к одинаковым ожиданиям и наградам.
- Простота: поддержка должна быть простой, практичной и доступной, таким образом любой из членов семьи или команды может успешно ее оказать. Если вы не понимаете или не можете осуществлять сложную, предложенную вам поведенческую программу, немедленно скажите об этом.
- Продолжительность: даже когда поведение улучшилось, очень важно продолжать обучение и поддержку, чтобы и дальше помогать вашему ребенку в приобретении большего числа адаптивных навыков и расширении репертуара желательного поведения.
Важно осознавать, что многие навыки требуют немалого количества времени для их развития, а в некоторых случаях, когда вы работаете с нежелательным поведением ребенка, оно на некоторое время может даже усилиться, прежде чем станет лучше. Будьте реалистичными с самого начала. Это помогает понять, что вы приносите пока небольшие, но значимые изменения в жизнь ребенка и всей семьи. Создание реалистичных целей означает, что они эффективны.
Обратите внимание на окружающую среду. Если вы понаблюдаете за поведением ребенка, как правило, вы сможете заметить, что проблемное поведение с большей вероятностью происходит в определенное время, с определенными людьми или при специфических обстоятельствах.
Ниже перечисленные стратегии поддержки положительного поведения должны быть адаптированы в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.
- Хвалите сильные стороны и успехи ребенка: говорите ему, что именно он сделал хорошо, и что вам понравилось. Старайтесь предоставлять позитивную обратную связь намного чаще, чем негативную обратную связь и коррекцию поведения («Отлично! Как хорошо ты положил посуду в раковину!»).
- Уважайте и слушайте ребенка: вы должны внимательно относиться к вещам, которые он сообщает вам, вербально или посредством его выбора или действий.
- Наделите ценностью его переживания и эмоции: не отмахивайтесь от страхов ребенка и не говорите ему не волноваться. Его эмоции очень реальные. Помогите ему обречь в слова то, что он чувствует. («Я знаю, что ты не любишь пауков. Я вижу, что тебе страшно сейчас», или «Я вижу, что ты сердишься оттого, что наши планы изменились»).
- Убедитесь в том, что ваши ожидания от поведения ребенка совершенно четкие, и постарайтесь объяснить их ему словами, картинками, фотографиями или видеомоделями.
- Настройте его на успех: иногда принимайте одно слово вместо полного предложения в качестве правильного ответа. Дайте ему ложку и тарелку побольше, что позволит ему быть аккуратнее за столом. Купите ботинки на липучках, если завязывание шнурков является слишком трудной для него задачей. Дайте ему возможность быть успешным.
- Игнорируйте нежелательное поведение: не допускайте ситуаций, когда крик ребенка позволяет ему избежать или прекратить процедуру чистки зубов, или когда укусы помогают ему добиться покупки любимых конфет. Стойте не своем. И убедитесь в том, что все участники поведенческой программы действуют последовательно и согласованно в этих вопросах.
- Дифференцируйте задачи: сделайте что-нибудь веселое, мотивирующее или то, что хорошо получается у вашего ребенка. Затем дайте ему более сложную задачу.
- Ставьте перед ним задачи, соответствующие его уровню обучения, чтобы избежать чувства постоянных неудач или скуки.
- Давайте ребенку возможность сделать выбор, но в пределах определенных параметров: «Что ты хочешь сделать в первую очередь: сначала покушаешь или сначала порисуешь?».
- Обеспечьте ему доступ к перерывам: научите ему просить о перерыве доступным ему способом (слова, карточки и т.д.), чтобы он мог использовать этот инструмент и не прибегал для этого к нежелательному поведению.
- Организуйте систему усиления, которая станет для ребенка предсказуемым и простым процессом подкрепления его желательного поведения.
- Иногда позволяйте ему находиться в местах и заниматься деятельностью, которую он любит, если это является безопасным и не беспокоит окружающих.
- Награждайте гибкость и самоконтроль: «Я знаю, как ты хотел пойти в бассейн сегодня, я и сама была очень удивлена, что он закрыт. За твою гибкость и спокойную реакцию на то, что наши планы изменились, давай-ка поедим мороженого!».
- Используйте положительную манеру речи: говорите, что бы вы хотели, чтобы ребенок сделал, и избегайте фраз «Нет!» или «Не надо делать...».
Источник: http://www.autismspeaks.org/family-services/tool-kits/challenging-behaviors
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.