Обучение в натуральной среде, или случайное обучение, основывается на использовании естественной для ребенка окружающей среды и повседневной, привычной для него деятельности в целях обучения новым социальным навыкам. Этот метод фокусируется на текущих интересах ребенка, позволяет ему частично управлять ситуацией и содействует практике новоприобретенных навыков.
Так как данный метод обучения позволяет ребенку моделировать ситуацию, случайное обучение в натуральной среде создает возможности для более активного взаимодействия и вовлеченности ребенка, а также для обобщения навыков.
К сожалению, доступ к видеосюжету, на примере которого была продемонстрирована работа данной стратегии и важные аспекты ее применения., был ограничен правообладателем. Поэтому далее последует описание и перевод того, что было показано в этом видеоролике.
Приведя ребенка в игровую комнату, первым делом инструктор пытается выяснить, что именно ребенок находит для себя интересным в своем окружении. Выбранный ребенком предмет инструктор будет использовать в целях обучения, в данном случае это учебная азбука. Стоит обратить внимание на то, как инструктор использует игру с буквами для работы сразу в нескольких направлениях: просит ребенка назвать цвет, выбрать подушечки определенного цвета, посчитать их или определить недостающие предметы, одновременно поддерживая беседу с ребенком, предоставляет ему подсказки, похвалу и корректирует ошибки. (Подушку какого цвета мне бросить? Как называется этот цвет? Какую букву мне бросить? Что это за буква? Какое слово начинается с этой буквы? Прикоснись к букве «Кк»? и т.д.)
Паузы во время предпочитаемой ребенком деятельности позволяют повысить мотивацию, таким образом ребенку не терпится продолжить игру, и мы можем быть уверены, что он получает достаточное вознаграждение. Также мы можем видеть, как инструктор предоставляет ребенку возможность сделать выбор во время игровой деятельности, что является существенно важной частью случайного обучения, так как эта методика позволяет поддерживать мотивацию ребенка и его вовлеченность в выполнение задания на высоком уровне.
Стратегии успешного использования случайного обучения:
1) В ходе использования стратегии обучения в натуральной среде следование желанию и руководству ребенка имеет огромное значение, т.к. это позволяет добиться высокого уровня мотивации ребенка и его сосредоточенности на текущей деятельности.
2) В то же время инструктор должен структурировать среду таким образом, чтобы контролировать и управлять сессией, ограничить отвлекающие факторы, а также создавать возможности для обучения (к примеру, взять один из необходимых ребенку предметов так, чтобы у ребенка появилась возможность попросить о нем).
3) Моделирование соответствующей реакции играет важную роль в подобных сессиях обучения. Зачастую намного более эффективным будет показать, а не сказать ребенку, что он должен сделать.
4) Усиление должно быть обусловленным. Позволять ребенку частично управлять процессом игры и обучения не означает позволять ему делать и получать все, что он захочет. Мы должны предоставлять только такое вознаграждение, которое является обусловленным корректной реакцией ребенка. Усилители в виде игрушек и пищи предоставляются в ограниченном количестве; таким образом сокращается вероятность того, что ребенок может перестать реагировать в связи с насыщением или удовлетворением тем количеством усилителей, которые он уже получил.
5) Взаимодействие с ребенком в рамках обучения в натуральной среде должно быть активным, быстрым, веселым и захватывающим процессом.
Если ребенок выглядит незаинтересованным в ходе применения данного метода обучения, необходимо вернуться на шаг назад и реструктуризировать окружающую среду или форму деятельности.
Источник: http://www.youtube.com/watch?v=6QvDj6QphpU&list=PL8C9E76E724BC0D6D&index=12&feature=plpp_video
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.