Наказание против награды: что говорит нам наука?


усиление, ослабление поведенияНаказание, или ослабление, часто используется в процессе формирования поведения ребенка. Оно работает, потому что уменьшает вероятность того, что поведение повторится в будущем. Наказание/ослабление часто принимает одну из двух форм: какого-либо действия (крик, отправление в «угол» и т.д.) или нагрузки дополнительными делами, или лишения чего-либо, например, времени у телевизора или ключей от машины. Мы часто используем наказание, даже не замечая этого: повышаем голос, забираем любимую игрушку у ребенка или перестаем обращать на него внимание и т.д.


Краткосрочные последствия наказания фокусируются на проблеме и могут остановить поведение в конкретный текущий момент времени. Однако, исследования показывают, что наказание является в значительной степени неэффективным с точки зрения долгосрочной перспективы, особенно если оно не используется в комплексе с положительными и профилактическими подходами. Оно может спровоцировать такие эмоциональные реакции как плач, страх и даже агрессивное поведение, предоставляя ребенку его модель (например, избиение). Наказание также может вызвать желание убежать или уклоняться в будущем от человека или ситуации, которая в прошлом привела к наказанию.

Часто возникает необходимость в повторении наказания, и, как правило, со временем оно становится более сильным. Наказание может показать ребенку, что он не должен делать, но совершенно не обучает навыкам того, что ребенку нужно делать. Негативные чувства, связанные с наказанием, часто ассоциируются детьми с человеком, осуществившим наказание, что по прошествии времени влияет на их взаимоотношения с родителями и воспитателями.
Конечно же, каждый ребенок проявляет такое поведение, которое необходимо корректировать или формировать, так что же делать в таком случае?

Награда, или использование усиления, является одним из наиболее последовательных способов изменить поведение и создать желаемую реакцию. Для людей, у которых есть работа, наградой является зарплата в конце месяца. Но дети, особенно аутичные, зачастую нуждаются в подкреплении и награде немедленно и в связи с желаемым поведением. Поэтому, как только ребенок, например, самостоятельно застегнул свой ремень безопасности в машине, он немедленно получает  ‘high five’ («дай пять»).

Иногда усиление, или подкрепление, часто рассматривается на таком элементарном уровне, как предоставление конфеты M&M после правильного ответа, однако оно может быть гораздо более комплексным процессом. Когда материальное вознаграждение (M&M) соединяется с социальной похвалой («Молодец, как ты хорошо сказал «доброе утро» своему брату!»), положительное чувство успеха объединяется с вербальной похвалой, а заодно связывается и с человеком, который подкрепил поведение ребенка.

Усилители могут значительно отличаться в зависимости от особенностей каждого ребенка. Важно наблюдать за вашим ребенком, чтобы узнать, что он считает усилителем, таким образом, вы сможете дать ему то, чего он хочет, после того, как он продемонстрировал реакцию, которую хотели вы. Смотрите за тем, чем он занимается в свободное время, или к чему чаще склоняется, когда у него есть выбор. Некоторые дети очень любят, чтобы их щекотали, другие – нет. Обратите внимание не только на съедобные усилители (печенье или любимая еда), но и на материальные награды (игрушки, мыльные пузыри и др.) или деятельность (музыка, прогулка и т.д.). Будьте изобретательными и комбинируйте различные виды подкрепления. И помните, что чем легче человеку заполучить награду, тем менее «подкрепляющей» она может стать – таким образом, «сила» награды часто увеличивается, если ее приберегают только для того времени, когда вы хотите особенно выделить желательное поведение вашего ребенка.

Исследования показывают, что положительные стратегии, основанные на усилении, или подкреплении, поведения, являются наиболее эффективными в создании долгосрочных изменений в поведении. Однако, реакция на любое поведение, в том числе на проблемное и разрушительное, должна быть немедленной для поддержания безопасности и минимизации ущерба. Планирование подобных ситуаций заранее является очень важным моментом для обеспечения ухода за ребенком в любых условиях (школа, дом и т.д.) и последовательности в своих реакциях и передачи последствий.

Большинство всех действенных стратегий при проблемном поведении, которые не предполагают наказание в классическом понимании этого слова, можно разделить на три группы:

- Игнорирование поведения. Часто используется, когда функцией поведения ребенка является получение внимания взрослого, и если поведение не является опасным или угрожающим. Игнорировать поведение означает не поддаваться тому поведению ребенка, которое вы считаете неприемлемым. Если он дерется, чтобы получить печенье, вы игнорируете его удары и не даете печенье. Но одновременно вы должны использовать и другие стратегии для обучения ребенка тому, как попросить о печенье, и убедитесь в том, что вы действительно дадите ему печенье, когда он правильно попросит об этом, чтобы укрепить не только желательное поведение, но и доверие ребенка к вам. Обратите внимание, что первое время после начала игнорирования поведения оно может усилиться. Стойте на своем. Некоторые поведения, которые являются опасными или могут нанести вред, бывает труднее игнорировать, и их необходимо перенаправлять или блокировать.

- Перенаправление поведения. Предполагает переключение нежелательного поведения на желательное поведение или реакцию и часто используется в комплексе с положительными стратегиями. Этот инструмент является очень мощным, давая вам возможность направить внимание и деятельность вашего ребенка на ситуацию, которая является более положительной или управляемой. Это также помогает остановить или избежать эскалации проблемной ситуации.

- Удаление от ситуации или усиление во время «тайм-аута» часто используется как возможность для успокоения ребенка. Тайм -аут – это не просто смена местоположения и обстановки; это означает, что ваш ребенок теряет доступ к чему-то, что он считает привлекательным или необходимым. Поэтому, хотя использование тайм-аута может значительно варьироваться, для эффективности такого инструмента им нужно пользоваться максимально корректно.

Когда нежелательное поведение происходит, будьте внимательны, что бы НЕ...:

1. Не поддаваться этому поведению и не давать ребенку того, чего он добивается проявлением проблемного поведения.
2. Не демонстрировать злость или разочарование.
3. Не вычитывать его и не угрожать.
4. Не вмешиваться физически (если только нет в этом необходимости из соображений безопасности, например, когда нужно удержать ребенка, чтобы он не перебежал через дорогу).

Источник: http://www.autismspeaks.org/family-services/tool-kits/challenging-behaviors

0 коммент.:

Отправка комментария

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.