ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Сбор данных АВС


сбор данных ABC
Сбор данных АВС является важной частью поведенческого анализа, обучения, проведения оценки и вмешательства.

А = Antecedent = Предшествующий фактор
B = Behavior = Поведение
C = Consequence = Последствие


Antecedent (Предшествующий фактор) – это стимул, который непосредственно предшествует поведению. Это может быть требование, инструкция, стимул в окружающей среде или какой-либо внутренний фактор.

Behavior (Поведение) – это целевая реакция, то есть то поведение, которое нас интересует. Обычно поведение определяется по его топографии (тому, как оно выглядит).

Consequence (Последствие) – это немедленный результат поведения, то есть то, что следует непосредственно за ним.

Сбор данных АВС по сути своей является описательной оценкой. Это не раскрывает нам причин поведения, однако предоставляет гипотезу, которая позволяет предположить, когда, где и в каких условиях поведение возникнет с большей или меньшей вероятностью. Это представляет собой существенно важную информацию в разработке программ терапии и вмешательства.
Часто данные АВС собирают в случае, когда появляется новое поведение. Это первоначальная попытка понять, когда, где и, возможно, почему такое поведение происходит.
Теперь посмотрим видеосюжет, в котором ребенок получает задание к выполнению. Пожалуйста, попробуйте записать данные о возможных предшествующих факторах, самом поведении и его последствиях, которые демонстрируются.




Если вы хотите собрать данные АВС, вам необходимо позаботиться о наличии ручки и таблицы для записи этих данных под рукой.

Обратите внимание на инструкцию, которая дается ребенку: инструктор выкладывает карточки с буквами перед ним и сообщает о том, что сейчас они будут работать над буквами. Это является предшествующим фактором. Поведение, о котором тут идет речь, это ответ ребенка «Нет!» сбрасывание карточек на пол. После этого ребенку позволяют избежать выполнения задания. Эта реакция инструктора не является корректной, и была выполнена намеренно для того, чтобы продемонстрировать суть процесса сбора данных АВС. В данном случае последствием поведения является то, что инструктор дает ребенку ветрушку.

В следующем сценарии предшествующим фактором снова является презентация ребенку задания, над которым он будет работать. Мы снова фиксируем такое же поведение ребенка: он говорит «Нет!» и сбрасывает карточки со стола. Однако последствием в данном случае будет то, что инструктор говорит: «Нам нужно заниматься. Мы должны собрать их».

В третьем сценарии предшествующий фактор остается прежним – перед ребенком раскладываются карточки и даются инструкции.  На этот раз поведением является то, что ребенок корректно реагирует на инструкции, отвечая на вопросы инструктора. А последующим фактором будет предоставление ребенку усилителя, которым является вертушка и вербальная похвала. Однако в последнем случае поведение ребенка было «положительным». Как правило, сбор АВС данных применяется для того, чтобы отследить «негативное» поведение ребенка, или же поведение, проявление которого требуется уменьшить. Однако «положительное» поведение также можно наблюдать при помощи метода АВС.

Стратегии успеха.

• Измеримость поведения. Целевое поведение должно быть измеримым. Данные АВС отслеживают очевидное и нескрытое, видимое поведение. Как правило, целью сбора данных АВС является какое-то конкретное поведение. Поэтому очень важно иметь четкое и конкретное его описание, таким образом, чтобы другие люди также могли наблюдать за этим поведением.

• Объективность предшествующих факторов и последствий. Очень важно оставаться объективным во время описания и записи предшествующих факторов и последствий. Предшествующими факторами должны считаться те факторы, которые непосредственно предшествуют поведению, и они также должны быть наблюдаемыми: то есть упоминания о том, как, возможно, ребенок себя чувствовал или о чем он думал, являются недопустимыми. Это субъективные предположения, которых нужно избегать. Последствия также должны быть четкими и объективными. Если за поведением следует негативный комментарий, он так и должен быть зафиксирован. Однако утверждение, что за поведением последовало «грубое» или «нехорошее высказывание», также является субъективным, и этого нужно избегать.

• Не стоит путать предшествующий фактор (то есть, событие, произошедшее непосредственно перед возникновением целевого поведения) и другие факторы окружающей среды, которые могут оказывать или не оказывать влияние на поведение, и происходящие за несколько минут или часов до эпизода целевого поведения. Такие факторы могут определенным образом влиять на реакцию ребенка, однако их нельзя указывать в качестве предшествующих факторов.

• Корреляционная и причинно-следственная связь. АВС анализ, как вид описательной оценки поведения, дает нам важнейшую информацию о том, при каких обстоятельствах поведение может возникнуть с большей или меньшей вероятностью, то есть определяет корреляционную связь, однако, не всегда дает ответ на вопрос, что же вызывает данное поведение. Чтобы определить причину поведения, необходимо произвести манипулирование факторами окружающей среды, а данные АВС являются только лишь данными наблюдения.


Источник: http://www.youtube.com/watch?v=c66KoeifoLI&list=PL8C9E76E724BC0D6D&index=17&feature=plpp_video

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.