Буллинг (англ. - bullying) – (психол.) травля в отношении ребенка со стороны группы одноклассников.
Осведомленность сообщества в отношении буллинга и понимание важности этой проблемы несколько возросли в последние годы. Тем не менее, учащиеся учебных заведений, страдающие расстройствами аутистического спектра, все еще остаются крайне уязвимыми к проблеме буллинга, потому родителям, учителям, одноклассникам и другим членам общества следует быть чувствительными к потребностям таких учащихся.
Что делает аутичных детей «магнитом» для буллинга? Нижеперечисленные особенности аутичных детей могут зачастую превратить их в объект интереса для хулиганов.
1. Другие учащиеся могут заметить особые манеры ребенка, например, хождение по кругу, высказывание мыслей вслух, повторяющиеся движения тела, и «ухватиться» за эти различия.
Стратегии: Обучите ребенка большему числу приемлемых альтернативных форм поведения:
- хождение по кругу таким образом, чтобы это выглядело как физические упражнения или «разминка»;
- беззвучный разговор с самым собой («думай это, а не говори»);
- совершение движений руками, манипулируя предметом, имеющим отношение к учебному процессу, например, карандашом или ручкой, или перебирание браслета на руке вместо хлопания руками по столу;
- разъяснение остальным учащимся, что эти манеры являются признаком того, что ребенок с расстройством аутистического спектра не справляется с какой-либо ситуацией, и ему необходимо предложить помощь или позвать учителя.
2. Многие ученики, страдающие расстройством аутистического спектра, предпочитают играть в одиночестве или испытывают трудности в успешном общении со своими сверстниками. Хулиганы могут заметить, что аутичный ребенок гораздо более уязвим в момент отсутствия сверстников рядом с собой, которые могли бы его защитить.
Стратегии могут включать:
- укрепление дружеских взаимоотношений ребенка путем организации периодических «игровых дней» после уроков, а также оказание ребенку всяческой поддержки с целью того, чтобы такие «игровые дни» проходили успешно;
- обучение ребенка простым играм, подходящим ему по возрасту, так чтобы он мог присоединяться к своим сверстникам в структурированной и предсказуемой игровой деятельности;
- просьба к школе предоставлять материалы, необходимые для знакомой аутичному ребенку игры, чтобы на переменах он знал, как играть и каким образом можно присоединиться к остальным;
- обучение ребенка играть рядом с большой группой сверстников, хотя и не присоединяясь к ним, таким образом, он будет оставаться на виду у многих детей и, следовательно, будет в большей безопасности.
3. Чувствительность ребенка может вызвать у него реакцию на провокацию хулиганов, которая покажется им смешной. Аутичный ребенок, которого дразнят, может довольно быстро расплакаться или рассердиться, особенно если речь идет о синдроме Аспергера.
Стратегии: создайте воображаемый щит против буллинга для ребенка. Научите его думать о нем как о листе бумаги или более комплексной конструкции, от которой насмешливые заявления обидчиков отскакивают в сторону. Обучите ребенка думать о том, что такие заявления не являются правдивыми, и пусть даже аутичный ребенок так и не начнет говорить что-либо в ответ, по крайней мере он научиться сохранять спокойствие. Некоторым детям нравится представлять, как они одевают плащ-«дождевик», когда слышат какие-либо неприятные высказывания в свой адрес, и визуализируют это гораздо проще, чем более абстрактное понятие «щита».
4. Ребенок, который испытывает трудности с обобщением, может повторять прежде допущенную ошибку, что зачастую действует как триггер для хулиганов. Во избежание обид и угроз аутичные дети часто пытаются скрыться в каком-либо уединенном месте, например, во дворе школы, где подвергают себя еще большей опасности, так как поблизости может не оказаться взрослых или сверстников, которые могли бы каким-то образом вмешаться, если хулиганы найдут их и там.
Стратегии: школа должна обеспечить безопасное место внутри здания, чтобы уйти туда в случае необходимости, например, это может быть какая-либо контролируемая взрослыми игровая или творческая деятельность. Если это невозможно, научите ребенка играть в таком месте на территории школы, чтобы он всегда находился в поле зрения других детей или персонала, которые смогут вовремя отреагировать на возможный инцидент буллинга.
5. Ребенок может не распознать истинное намерение, стоящее за буллингом, и может думать, что хулиган на самом деле с ним дружелюбен. Есть множество примеров вроде тех, когда ребенка просят «пожать руку» хулигану, а потом толкают и бросают на землю.
Стратегии: научите ребенка, как определить подозрительное и недружественное поведение. Как правило, рукопожатие больше используется взрослыми, чем детьми, потому ребенок должен относиться с подозрением к ситуации, когда его о рукопожатии просит другой ребенок, а не взрослый. Точно также, научите ребенка тому, что когда дети действительно хотят дружить, они не просят за дружбу денег или обед, а также никогда не потребуют за это нанести вред самому себе или кому-то другому.
6. Буквальное восприятие речи аутичными детьми также может представлять собой проблему . Например, когда ребенку с аутизмом кто-то из сверстников говорит «уйди», он может спросить «куда?», что может стать очередным поводом для хулиганов подразниться.
Стратегии: если ребенок рассказывает вам о подобном случае, разъясните эту ситуацию приведением конкретного примера: «когда ребенок говорит «уйди», на самом деле он имеет в виду «уйди от меня», что означает, что ты просто должен перейти в другое место, где люди выглядят более дружелюбными».
Многие из приведенных выше стратегий являются способами совершенствования социальных навыков и умений аутичного ребенка. Это не означает, что в буллинге виноваты трудности, которые ребенок испытывает при определенных обстоятельствах, также как и не означает, что в возникновении инцидентов буллинга виноваты только учителя, ведь даже самый заботливый и внимательный педагог не всегда может видеть моменты, когда подобные инциденты происходят. В этом случае, единственным способом непосредственной помощи ребенку является обеспечение его средствами для защиты или предотвращения некоторых из форм буллинга.
Если ситуация с буллингом в школе вашего ребенка набирает обороты и становится все серьезнее и напряженнее, в таком случае поднимайте этот вопрос в разговорах с классным руководителем, выступайте на родительских собраниях, обращайтесь к директору школы, чтобы добиться их влияния на сложившуюся ситуацию.
Источник: www.amaze.org.au
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.