Интенсивная терапия раннего вмешательства, которая является эффективной в улучшении когнитивных и речевых навыков у аутичных детей самого младшего возраста, также нормализует их мозговую активность, уменьшает проявления симптомов аутизма и улучшает социальные навыки, как показало новое крупномасштабное исследование, проведенное в США. По словам ученых, это первое исследование, которое показало, что программа раннего вмешательства при аутизме может нормализировать мозговую активность у ребенка.
Как говорит автор исследования Салли Роджерс, профессор психиатрии и поведенческих наук, давно известно, что мозг младенцев довольно податлив, и ранее было продемонстрировано, что такая терапия собирает и использует весь потенциал к обучению, которым обладает мозг младенца, чтобы ограничить разрушительное влияние аутизма на него.
«Результаты исследования, говорящие об улучшении поведенческих результатов и способности нормализировать мозговую активность, связанную с социальной деятельностью, означают, что у мозга аутичных детей существует огромный потенциал развиваться и расти более нормально», - говорит С.Роджерс.
В ходе исследования, опубликованного 26 октября 2012 года в Журнале Американской Академии Детской и Подростковой Психиатрии под названием «Раннее поведенческое вмешательство связывается с нормализацией мозговой активности у детей с аутизмом младшего возраста», обнаружилось, что дети, которые получали определенную терапию вмешательства, демонстрировали большую мозговую активность, когда смотрели на лица, а не на предметы, то есть проявляли реакцию, типичную для здоровых детей, принимавших участие в исследовании, и противоположную реакции тех аутичных детей, которые получали лечение при помощи других видов вмешательств.
По оценкам американского Центра по контролю и профилактике заболеваний, каждый 1 ребенок из 88 рожденных в настоящее время детей будет позже диагностирован расстройством аутистического спектра. Признаки данного расстройства развития включают в себя стойкий дефицит социальной коммуникации и связей, повторяющийся и ограниченный набор интересов, который формируется в раннем детстве и воздействует на повседневное функционирование.
Названный Early Start Denver Model (ESDM), метод вмешательства был разработан Роджерсом и Джеральдиной Доусон, главным научным сотрудником научно-исследовательской и правозащитной организации Autism Speaks. Терапия предполагает основанный на играх, развивающий подход на базе взаимоотношений, а также обучающие методики прикладного поведенческого анализа.
«Это может стать первой демонстрацией того, что поведенческое вмешательство при аутизме связано с изменениями в функции мозга, а также с положительными изменениями в поведении», - говорит Томас Р.Инсел, директор Национального института психического здоровья, который финансировал данное исследование. «Изучая изменения в нейронных реакциях на лица, Доусон и коллеги определили новые цели и потенциальный биомаркер, которые могут регулировать разработку моделей лечения».
В рамках данного исследования были отобраны 48 детей мужского и женского пола с диагнозом аутизм в возрасте от 18 до 30 месяцев, а также была набрана контрольная группа из типично развивающихся детей. Соотношение участников мужского пола к женскому составило 3 к 1. Аутизм в 5 раз чаще встречается среди мальчиков, чем среди девочек.
В случайном порядке была определена половина детей, которая затем получала вмешательство методом ESDM на протяжении более 2 лет. Участники проходили ESDM терапию на протяжении 20 часов в неделю, а их родители получили подготовку по реализации данной терапии, что является основной особенностью данного вмешательства. Другие участники, страдающие аутизмом, получали аналогичное количество часов различных социальных вмешательств, а также оценку, рекомендации, пособия и другие материалы для чтения.
В заключение исследования активность мозга участников была измерена при помощи электроэнцефалограммы (ЭЭГ), которая измеряла мозговую активность во время взгляда ребенка на социальные стимулы – лица, и несоциальные стимулы – игрушки. Более ранние исследования показали, что типичные младенцы и дети младшего возраста проявляют повышенную активность мозга, когда они смотрят на социальные стимулы, по сравнению со временем, когда они видят несоциальные стимулы, в то время как аутичные дети демонстрируют противоположную связь.
Дети, получавшие ESDM вмешательство, показали большую активность мозга во время взгляда на лица людей, чем во время взгляда на другие предметы – показатель нормализированной мозговой активности. 11 из 15 детей, получавших вмешательство методом ESDM, то есть 73%, показали более высокий уровень активности мозга во время взгляда на лица людей, чем на игрушки. Аналогично этому, 12 из 17 нейротипичных детей, или 71%, продемонстрировали такую же модель активности мозга. Но большинство (64%) получателей других видов общественного вмешательства показали обратную, «аутистическую» модель, то есть более высокий уровень реакции при виде игрушек, чем лиц.
Более того, дети, получавшие вмешательство по методике ESDM и демонстрировавшие более высокую мозговую активность при виде лиц, а не игрушек, также показали меньшее количество социально-прагматических проблем и улучшения в социальной коммуникации, включая способность инициировать взаимодействия, устанавливать зрительный контакт и имитировать действия других, как говорит Роджерс. Использование метода вмешательства ESDM привело к улучшению познания, речи и навыков повседневной жизни. В исследовании, посвященном методике ESDM и опубликованном еще в 2009, говорится о том, что участники показывают улучшение в показателе IQ и речи более, чем в три раза, по сравнению с теми участниками, которые получали другие виды общественной интервенции.
По словам Доусон, это первое исследование интенсивного раннего вмешательства с контролем каждого из случаев, которое демонстрирует как улучшение социальных навыков, так и нормализацию активности мозга, связанную с реализацией программы раннего интенсивного вмешательства. «Учитывая, что Американская академия педиатрии рекомендует, чтобы каждый ребенок в возрасте от 18 до 24 месяцев проходил обследование на аутизм, очень важно, чтобы у нас были эффективные методы лечения, доступные для маленький детей сразу, как только им устанавливается диагноз».
«Впервые», продолжает Доусон, «у родителей и врачей появились доказательства того, что ранее вмешательство может изменить ход развития мозга и поведения у маленьких детей. Крайне важно, чтобы все аутичные дети имели доступ к раннему вмешательству, которое может помочь в получении самых положительных, долгосрочных результатов».
Роджерс, Доусон и Лари А. Висмара выпустили 2 книги, посвященные данной интевренции. Та из них, что предназначена для специалистов, носит оригинальное название "Early Start Denver Model for Young Children with Autism: Promoting Language, Learning, and Engagement" , а вторая книга, написанная для родителей, называется "An Early Start for Your Child with Autism: Using Everyday Activities to Help Kids Connect, Communicate, and Learn."
Источник: http://www.sciencedaily.com/releases/2012/10/121026125021.htm
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.