ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА
Семинар доктора Хенли

Зрительный контакт: чему учить и как учить.


навыки аутичных детейАВА-терапия для аутичных детей является наукой о том, чему учить и как учить. Несмотря на то, что оба эти вопроса являются одинаково важными, наиболее активные дискуссии в АВА вращаются вокруг вопросов о том, как учить: использование дискретного тестирования, случайного обучения, тренинги обобщения – все это примеры различных стратегий того, как учить, оцениваемые в различных исследованиях. Одной из важных и интересных тем обучения является разговор о том, когда и как учить ребенка зрительному контакту.


Еще в 1981 году доктор Lovaas опубликовал книгу под названием «The Me Book», первое руководство для широкой публики, в деталях описывающее, как реализовать поведенческую терапию для аутичных детей. Зрительный контакт числился одним из первых навыков для обучения ребенка. В Главе 6 под названием «Направление и поддержание внимания ребенка» описывалась первая программа под названием «Посмотри на меня». Терапист давал инструкцию «Посмотри на меня!», и ребенок должен был посмотреть на тераписта по крайней мере в течение 1 секунды. Зрительный контакт рассматривался как ключевой навык, необходимый для получения внимания ребенка и его готовности учиться.

Однако, примерно с 1995 детей зрительному контакту уже больше не обучали в начале АВА-терапии. Доктор Lovaas даже давал интервью с пояснениями о том, почему в программу были внесены некоторые изменения. В различных источниках указывались самые разные причины этих изменений: а) несмотря на то, что доктор Lovaas говорил об обобщении навыков, обобщение навыка зрительного контакта в условиях другой окружающей среды оказалось на раннем этапе трудной задачей в случае некоторых детей; б) зрительный контакт не является необходимым условием привлечения внимания ребенка, потому как другие аспекты терапии (подсказки, усилители и др.) сами по себе приводят к получению внимания ребенка; в) программа по обучению зрительному контакту может, наоборот, уменьшить зрительный контакт с ребенком, когда он поймет, что инструкция «Посмотри на меня!» обычно сопровождается другими требованиями.

Таким образом, в то время зрительному контакту детей стали обучать не в начале программы в целях получения их внимания, и намного позже, как важному элементу участия в разговоре, при помощи которого можно поддерживать беседу и проявлять свой интерес к ней.
Если мы перенесемся в настоящее время, детей снова обучают зрительному контакту на ранних этапах обучения. Однако, теперь ребенка обучают зрительному контакту для сообщения какой-либо информации, участия в совместном внимании и т.д.

Приведем несколько примеров тому, как можно обучить ребенка зрительному контакту. Хотя эти методы в основном применяются в рамках программ поведенческой терапии, при достижении определенного уровня навыков родители также могут применять их в соответствующее время в домашних условиях.

1) Получение внимания

Первоначально ребенок учится просить об игрушках, к которым он проявляет интерес. Например, баночка мыльных пузырей может быть размещена на недоступной, но обозримой для ребенка высоте. Когда он подходит к пузырям и смотрит на них, инструктор дает ему подсказку к произнесению слова «пузыри». Когда это происходит, инструктор выпускает пузыри. Подсказки постепенно уменьшаются вплоть до независимой реакции ребенка.

Затем, инструктор начинает игнорировать ребенка, когда он просит о мыльных пузырях в первый раз. Очень важно, чтобы он не смотрел на ребенка в тот момент, когда он обращается со своей просьбой. Ребенка обучают привлекать внимание инструктора повторением просьбы. Когда ребенок повторяет просьбу, инструктор заметно и эффектно переводит взгляд на ребенка и говорит: «а, пузыри!» и затем берет их в руки. Опять таки, подсказки постепенно уменьшаются вплоть до независимой реакции ребенка.

Далее, инструктор продолжает игнорировать ребенка (не отвечая на его запрос и не глядя на него) даже при повторении им просьбы. Ребенка обучают привлекать внимание инструктора, похлопывая его по плечу, тогда инструктор снова заметно и эмоционально смотрит на ребенка, тот говорит «пузыри», и инструктор берет их в руки. Подсказки уменьшаются, а инструктор отдаляется на все большее расстояние от ребенка, до тех пор пока он самостоятельно не будет подходить к инструктору, хлопать его по плечу и просить о пузырях.

В конце концов, ребенка обучают привлечению внимания инструктора, глядя в его глаза. Как и прежде, инструктор игнорирует первоначальный запрос. Когда ребенок подходит к инструктору и хлопает его по плечу (например, со спины), ему дается физическая подсказка обойти инструктора и встать лицом к его лицу. С этого момента поведение ребенка формируется таким образом, что просто похлопывание по плечу уже не усиливается: он должен попытаться добиться зрительного контакта с инструктором, встав перед ним, а не сзади, и пытаясь посмотреть в его глаза.

2) Вопрос «Где?» (за которым следует передача невербальных подсказок)

Детей можно попробовать обучить вопросу «Где?» на ранних стадиях терапии. Можно использовать метод случайного обучения, таким образом, когда ребенок просит об игрушке, которую не может найти, ему говорят, что он может получить ее, и дают подсказку к вопросу «Где машинка?», а затем показывают, где в действительности находится эта машинка. Также можно играть с ребенком в игру «где», когда одна из игрушек прячется в комнате, о чем сообщают ребенку, и после его вопроса «где машинка?» ему показывают ее местонахождение. После того, как ребенок обучается задавать вопрос «где...», вербальные подсказки и жесты можно заменить на невербальные, чтобы ребенок научился сосредотачиваться на лице инструктора для получения необходимой информации.

Затем игра «где» модифицируется, в нее играют с 4-6 непрозрачными (например, обувными) коробками, в одной из которых прячется игрушка. Инструктор кладет руку ребенка на первую коробку, затем качает головой «нет» (хмурясь), не позволяя открывать ее, и так до тех пор, пока очередь не дойдет до «правильной» коробки. Тогда инструктор активно кивает головой и улыбается, позволяя ребенку открыть коробку с игрушкой. Это очень постепенный процесс, в начале которого инструктор всегда находится поблизости, чтобы вовремя вмешаться, если ребенок испытывает трудности. Подсказки уменьшаются до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно подходить к каждой из коробок и оглядываться на инструктора для получения информации о том, следует ли открыть данную коробку.

Затем можно использовать еще один формат такой игры: когда ребенок задает вопрос «где машинка?», инструктор отвечает «она вот в этой коробке» и смотрит в нужном направлении. Первоначально также можно использовать поворот головы или корпуса тела как подсказку.

3) Использование усилителей или игр, предполагающих зрительный контакт

Некоторые усилители могут использоваться не только для подкрепления навыков ребенка в процессе обучения социальным навыкам или играм, но и одновременно для укрепления зрительного контакта. Примером тому может быть традиционная игра в прятки. Инструктор прячет ребенка, к примеру, под столом, затем подходит и заглядывает под стол с какой-либо из сторон. Когда ребенок посмотрит на инструктора, он говорит «поймал!» и поощряет его.


Также многие виды физических усилителей могут помочь в обучении зрительному контакту. Например, во время щекотания или кружения ребенка инструктор может остановиться и дождаться момента, когда ребенок посмотрит на него, чтобы возобновить активность.
АВА терапия постоянно развивается в области стратегий того, как и чему учить ребенка. Будем рады пополнению этого списка методик методиками из вашего личного опыта в комментариях к данной статье.

Источники:
http://www.lovaas.com/blog/archives/54-Eye-Contact-What-to-Teach-and-How-to-Teach.html
http://www.lovaas.com/blog/archives/55-Eye-Contact-What-to-Teach-and-How-to-Teach,-Part-2.html

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.